В 1966 году на Кумбха Меле Махариши Махеш Йоги рассуждал о процессе эволюции и изменениях, отмечая, что эволюция включает в себя и созидание, и разрушение, и созидание, и разрушение. Критерий жизни на пути эволюции, по его словам, не может быть определен на интеллектуальном уровне, а должен быть на уровне самой жизни.
“… влияние действия настолько далеко распространяется, что на интеллектуальном уровне трудно классифицировать это действие, то действие или любое другое действие. Потому что процесс эволюции включает в себя процесс созидания и разрушения. (Смеется). Эволюция – это всегда разрушение предыдущего состояния. Разрушение бутона приводит к цветению цветка.”
“Некоторые убийства могут оказывать вредное влияние на жизнь, а некоторые убийства могут оказывать жизнеподдерживающие влияние.”
“Изменение через разрушение. Изменение означает разрушение предыдущего состояния. Мы противопоставляем, поэтому мы говорим о разрушении. Эволюция через – мы могли бы сказать – через изменения, эволюция через изменения. И когда мы объясняем, что означает изменение, то мы говорим, что разрушение предыдущего состояния порождает создание нового.”
“Процесс революции включен в эволюцию (смеется). Вот почему мы говорим, что критерий жизни на пути эволюции не может быть определен на интеллектуальном уровне. Это должно быть на уровне самой жизни.”
“Если жизнь индивидуума поддерживается абсолютным состоянием жизни – если сознание состояния бодрствования, сна, сновидения поддерживается абсолютным состоянием сознания, трансцендентальным сознанием – тогда на этом уровне вечной жизни индивидуум производит жизнеподдерживающее влияние на все творение ….”
Таким образом, Махариши утверждает, что процесс разрушения может быть необходимым для создания нового и поддержания жизни. Ключевым критерием на пути эволюции является уровень самой жизни, на котором индивидуум производит жизнеподдерживающее влияние на все творение.