Махариши: Что касается относительного творения, то оно состоит из пяти таттв, пяти элементов. Всё существует благодаря этим пяти, все пять должны присутствовать. Но из-за разнообразия творения некоторые [элементы] уменьшаются, а некоторые увеличиваются. Вот так появляется разнообразие.
По этой [причине] в некоторых телах, некоторых существах, некоторых жизнях преобладает элемент пространства, в других преобладает элемент воздуха, в следующих – элемент огня, элемент воды, элемент земли. Это означает, что мы делим всё творение на пять разделов – с преобладающим элементом пространства, с преобладающим элементом огня, с преобладающим элементом воздуха, с преобладающим элемент земли, с преобладающим элементом воды, вот так, пять разделов.
Если у нас есть пять каналов, то у нас есть пять каналов грубого творения, тонкого творения и тончайшего творения. Итак, что мы находим на тончайшем [уровне] здесь, это одно [божество] наверху – одно наверху этого творения. В небесном поле тончайшего творения мы находим пять таких. Имеет ли это смысл?
Здесь у нас не один президент, у нас пять президентов. Весь Космос разделен на пять, и для каждого из пяти разделов существует одно главенствующее божество. Все способны нас принять, в зависимости от того, к кому мы обращаемся. В целом, существа в этом разделе обращаются к своему Богу [божеству], и они обращаются именно к этому Богу, потому что у каждого есть свои склонности, симпатии и антипатии, своя особая природа.
Например, некоторые люди больше любят сахар, другие больше любят соль, третьи любят острое, четвёртые любят кислое. Существуют пять разных видов творения. Итак, божественный уровень должен иметь одного Бога для каждого вида. Это пять президентов (Панча Девата), и у нас один парламент.
Так случается, что эти пятеро время от времени ходят друг к другу. В течение долгого времени истории были такие времена, когда их (божеств) обнаруживали в обители другого. Они ходили и советовались друг с другом, и когда один приходил к другому, он всегда восхвалял его. Все похвалы это не что иное, как полномочия парламента.
Во всех молитвах этих богов мы находим следующее: «Вы универсальны, и вы трансцендентны, и вы абсолютны, и вы полны». Когда вселенная испытывала трудные времена, одни боги молились другим богам, они молились друг другу. Каждый молился кому-то другому как Наивысшему, как Самому Наивысшему Богу – мы говорим, Богу, власти, парламенту.
Индийская религиозная история записывает всё что происходит в каждой части вселенной. Когда вся дхарма оказывалась под угрозой, тогда один Бог шел к другому Богу, и он молился, и вся его свита следовала за ним, и они садились на совет, и затем приходили к согласию, и принимали какое-то решение.
И это относится ко всему космосу. Для тех, кто не может постичь жизнь во всем Космосе и не может видеть так, это выглядит как детские истории. Но это происходило в долгой истории Космической жизни.
Бэд-Мергентхайм, Германия, 1964
Таттвы – это элемент или аспект божества в относительном творении.
Дхарма – это принцип действия, чтобы поддерживать, защищать или сохранять порядок и рост жизни.
Сборник переводов
“Слова Махариши”
Махариши объясняет, что вселенная состоит из пяти элементов, которые присутствуют во всем сущем, но в разных сочетаниях. Он утверждает, что каждый из пяти разделов имеет своего бога и свои склонности, симпатии и антипатии. Молитвы этих богов включают похвалы их универсальности, трансцендентности, абсолютности и полноты. Индийская религиозная история описывает взаимодействия между этими богами и даже советы, на которых они решают важные вопросы.
Термины «таттвы» и «дхарма», упоминаемые в тексте, имеют особое значение в философии и религии Индии.