TM — Трансцендентальная Медитация
Книга “Трансцендентальная медитация: Вопросы и ответы”

Книга “Трансцендентальная медитация: Вопросы и ответы”

Краткое содержание

Махариши объясняет, что каждый звук имеет специфические вибрации, действие которых возникает благодаря их значению. Мантры — это те особые вибрации, воздействие которых мы знаем благодаря традициям. Результат зависит от природы возникающей мысли, а намерение оказывает влияние на эффект воздействия. Мантра, которую мы используем, имеет способность максимально активизировать и стимулировать наше развитие. Когда мы достигаем космического сознания, тогда медитация больше не нужна.

МАНТРА

1. Вопрос: Махариши, в чём особая сила мантры, почему она лучше любого другого звука?

Махариши: Каждый звук имеет специфические вибрации. Действие возникает благодаря значению звука. Но что значит физическое воздействие звука? Вибрации значения имеют физическое воздействие на всё. Когда мы произносим слово, имеющее значение, то вибрации значения слова удерживают внимание на цветке и не позволяют уму идти к источнику. Мы наделяем цветок вибрациями нашей мысли. И мы не знаем, каким может быть это влияние на цветок, плохим, либо дополняющим. Обычный человеческий разум не знает, вредны ли определённые вибрации для жизни цветка или имеют дополняющий характер. Никто не знает. Мантры – это те особые вибрации, воздействие которых мы знаем благодаря традициям. Благодаря традициям, нам известно, каким будет результат, когда этот звук произносится определенным образом. И это происходит просто, автоматически.

2. Вопрос: И в этой ситуации звук не произносится? Просто мысль о нем?

Махариши: Мысли имеют вибрации. Раз существуют вибрации, значит существует и эффект от их воздействия. Вибрации мыслей более эффективны и более могущественны.

3. Вопрос: Когда вы говорите «звук», вы имеете в виду звук, который мы слышим во время произношения? Как можно произнести звук и не услышать его? Как человек может слышать не произносимый звук? Это очень трудно сделать. Как это, человек произносит звук, и не слышит произносимого звука.

Махариши: В высших состояниях сознания способность слышать выражена внутренней речью. Если мы хотим распознать, мы можем произнести что-то мысленно, уши не услышат. Например, когда мы повторяем слово «цветок» мысленно, уши не слышат. Но благодаря произведенным вибрациям, в разуме создаются волны. Вот так «путешествует» мысль. Каждая мысль имеет свою специфическую волну, как и каждая речь. Вибрации производятся даже тогда, когда думают о простых вещах. Они всегда будут создавать определенное влияние, и иметь определенное воздействие, хорошее или плохое. Каков будет эффект, хороший или плохой, зависит от природы возникающей мысли. Какова природа происхождение мысли – от этого будет зависеть ее эффект, ее воздействие.

Ребёнка можно шлёпнуть любя, а можно в раздражении, в гневе. Действие – одно и тот же. Но в первой ситуации воздействие будет жизненной поддержкой, а во втором – разрушением жизни. Действие остаётся тем же, а результат разный – исходя из цели или намерения совершаемого действия. Намерение оказывает влияние на эффект воздействия. Именно намерение производит вибрации. Таким образом, результат зависит не только от физической природы вибраций, но и от природной составляющей силы, которая создает само намерение к действию.

4. Вопрос: Оказывает ли влияние на медитацию то, что человеку известно значение мантры?

Махариши: Если процесс медитации был преподнесен неправильно, тогда значение может сбить с толку разум и эффект не будет ожидаемым. Но если разум спокоен, и процесс безупречен, то значение мантры не будет отвлекать разум от процесса. Вот почему значение мантры мы изначально не озвучиваем.

5. Вопрос: Но если человек случайно узнаёт значение, должен ли он стараться забыть его?

Махариши: Не пытайтесь забыть что-нибудь в жизни. Просто оставьте это и не думайте об этом. Знание чего-то большего не повредит, но если это значение становится преобладающим во время медитации, тогда просто не пытайтесь это забыть или запомнить. Просто задержитесь на слове, и всё уладится само собой.

6. Вопрос: Человек всегда использует одну и ту же мантру?

Махариши: Всегда. Мантра, которую мы используем, имеет способность максимально активизировать и стимулировать наше развитие.

7. Вопрос: Достигает ли человек в своем развитии такой точки, когда мантра больше не нужна?

Махариши: Когда мы достигаем космического сознания, тогда медитация больше не нужна. Поднявшись однажды на верхний этаж, лестница становится не нужной!

8. Вопрос: Почему мантра изменяет свою скорость и постепенно расплывается?

Махариши: Это естественно для неё – двигаться от страдания к блаженству. Просто естественно.

9. Вопрос: А что значит – мантра уходит?

Махариши: Уходит не мантра, это – ум. Ум хочет оставить мантру и достичь блаженства. Естество разума хочет ощутить большее – более возвышенное счастье, абсолютное истинное блаженство; таким образом, он двигается по направлению к счастью, к трансцендентному состоянию. Томимый жаждой человек, естественно, предпочтет не капли влаги, а большее количество воды неподалёку в пруду. Капли счастья в мире не удовлетворяют разум. Вот почему разум оказывается блуждающим. Таким образом, открытый океан счастья внутри двигается этим путём очень естественно. Это наше естество, природный инстинкт – насладиться в жизни большим. Это наше естественное желание, и стремление каждого.

10. Вопрос: Махариши, можете ли вы объяснить, почему во время медитации разум больше увлечен звуком, чем цветом?

Махариши: Существуют техники в которых превалирует цвет; существуют техники, которые увеличивают великолепие цвета с каждым шагом, и разум будет занят увеличением грандиозности цвета до его бесконечной грандиозности; также существуют и такие техники, которые возводят звук до его высшей степени, от низких уровней до более тонких. Влечение увеличивается, и разум начинает идти туда естественно. Таким образом, что угодно может служить инструментом для медитации.

11. Вопрос: Махариши, почему вами выбрано тончайшее состояние звука, а не, скажем, зрения или прикосновения?

Махариши: Когда что-то вибрирует, то колебания вибраций переходят от одного к другому более плавно. Есть люди, которые более эффективно используют зрение. Но трансцендирование через вибрации намного проще, потому что одно следует за другим. Это намного проще. Вибрации, которые более подвижны, и та среда, которая более подвижна, более ценна в своих более тонких уровнях, чем более неподвижные формы.

12. Вопрос: Это потому, что мантра заключает элемент времени? Мантра заключает в себе элемент времени? Ритм? Тогда если есть ритм и время, почему визуальные вещи, как вы говорите, неподвижны.

Махариши: Если медитация началась, она не может остаться неподвижной. Процесс может быть более проявлен или менее проявлен, мантра может быть более ясной или менее ясной, но это будет означать, что процесс идет, он подвижен и будет идти до тех пор, пока она полностью не исчезнет. И это тоже будет один из аспектов движения.

13. Вопрос: Махариши, является ли рост уровней сознание, более тонких состояний сознания частью процесса эволюции, я имею в виду, является ли этот процесс неизбежным, историческим, эволюционным? Или нет?

Махариши: Вы сказали «историческим», потому что он заключает в себе элемент времени. Время – это изучение более грубого, а не более тонкого состояния. В соответствии с настоящим определением, история – это то, что содержит хронологический порядок событий. Весь позитивный опыт познания мог бы быть записан как история. Но когда человек входит в сферу Абсолюта, хронология нарушается. Таким образом, весь процесс эволюции, продвижения к космическому сознанию, не может быть назван историческим или историей потому, что теряет свою хронологию в Трансцедентальном.

14. Вопрос: Существует ли возможность у человеческого разума прикоснуться к высшим уровням эволюционного развития?

Махариши: Да, да. Это очень просто.

15. Вопрос: Нужно ли держать мантру в секрете?

Махариши: Относительная секретность – да. Её нужно держать в секрете из-за обстоятельств и огромного количества вещей в вас самих. Каждый человек является отличным от других. Мантры двух людей могут быть различными или одинаковыми. В сфере духовного и не только в сфере духовного, но и в сфере материального бытия, каков бы ни был закон, секретность – всегда была формулой успеха. Мы сеем драгоценное зерно в почву, мы его поливаем, удобряем и всеми способами заботимся о внешней среде, но мы не вынимаем зерно из почвы, чтобы посмотреть, начало ли оно прорастать. Если мы сделаем это, зерно потеряет свою силу, и не будет расти. Мантра должна быть жизненным секретом.

Это очень важно – держать мантру в секрете, потому что мантра может быть той же самой, что и привычное слово из книги. Вы начинаете произносить его, и вам может показаться трудным удерживать его, потому что это просто слово. Мантра – это не просто слово, а слово с огромными возможностями. Когда обладатель начинает произносить его, оно возникает с уровня, который является Источником всех законов Природы, уровня Мироздания, прямо из Абсолюта. Если слово произносится осознанно, тогда это происходит с огромным усилием.

Даже естественные науки утверждают, что когда мы продвигаемся к более тонким сферам мироздания, сила увеличивается, становясь огромной. Если мы кинем этот микрофон в кого-нибудь, он его просто ударит, но если мы возбудим атомы микрофона, то он бомбардирует и облучит своими частицами всю атмосферу. Это показывает, что сила становится больше на более тонком уровне, в более тонкой сфере мироздания. Таким образом, когда звук, слово, исходит из источника созидания, оно становится силой, могущественным словом. Когда оно произнесено внутри, оно подобно драгоценному зерну, посеянному в плодородную почву.

Много случаев происходило, когда люди спрашивали: «Какая у тебя мантра?». И некоторые отвечают: «Моя из двух слов, а твоя, кажется, из четырёх», «Твоя – из четырёх, а моя – из двух». Оба смущены, сбиты с толку, приведены в замешательство! Человек с четырьмя словами будет думать, что он особенный, а человек с двумя словами подумает, что у него есть только половина, и эта половина менее могущественна. Оба они будут смущены, и начнут терять силы без причины. Функциональная, энергия мантр потеряна, и если о ней говорят снова и снова, энергия будет растрачена и понижена до уровня простого сущего.

Никто не открывает своего сокровища. А тот. Кто выдаёт секрет своего сокровища, не высоко ценится обществом, потому что каждый знает его цену: «О! Он обладает только двумя миллионами!». А если он хранит свои миллионы в тайне, люди говорят: «О! У этого человека двадцать миллионов». Для личного развития мантра всегда должна быть секретом. Сокровище всегда находится в сокровенной комнате дома, чаще всего в подвале, вне поля зрения посторонних и недоступно для посторонних. В большинстве случаев, когда нам надо выйти из темной комнаты, там надо включить свет. Так много размышлений о том, каким образом сохранить богатство в самом секретном месте.

Это святое слово (священное имя) Бога, которое должно храниться как самый драгоценный камень, как драгоценность нашей жизни. Только в сердце место Господа. Пусть он будет там. Дайте ему благословить нас и разрешите всем благодеяниям, всем молитвам, счастью, блаженству вылиться в мир, и пусть жизнь будет процветающей, но пусть не открывается имя святого священного Господа. Есть другие имена Бога, существующие, чтобы выносить их «наружу», о них говорят, их обсуждают. Но оставьте хотя бы одно имя Бога сохранённым в сердце; таким образом, Господь будет знать и скажет: «О, по крайней мере одно имя Моё хранится как сокровище».

16. Вопрос: Опасно ли использовать имя Бога как мантру или это неприемлемо?

Махариши: Это не опасно, но есть определённые имена, опасные для определённых людей в определённых обстоятельствах. В определённых обстоятельствах имена Бога становятся опасны. Есть также некоторые разграничительные особенности. Например, жизнь домохозяина и жизнь затворника (отшельника), тех, кто привязан, и тех, кто свободен. Для тех кто обособлен от людей, существуют определённые имена, которые соответствуют их образу жизни – уход (отдаление) от всех доходов, прибыли, заработков в жизни, от всех материальных выгод, от всей дружбы – всё тихо и молчаливо внутри себя. Такие имена Бога не подходят тем, кто существует в мире активности, любви, привязанностей и накопления.

Кто-то сказал: «О! Может ли имя Господа быть разрушительным? Бог не жесток! Он добр и милосерден!» Когда я характеризовал две жизни, я произнёс имя Бога, которое подходит жизни человека обособленного и пагубно ( в материальной сфере; и оттого, что Он милосерден, Он имеет имя, которое пагубно и ещё одно, которое конструктивно для мира. Это благодаря Его милосердной природе, Его справедливости; Бог безупречно милосерден. Он создал своих детей с двумя наклонностями. Одни дети наслаждаются тишиной и уединением, другие хотят наслаждаться всеми радостями, всеми земными достижениями и всеми привязанностями. Два типа детей Бога, и Бог, как милостивый Бог, должен удовлетворить нужды обоих. Таким образом, некоторые имена, которые у Него есть, удовлетворят один тип детей, а некоторые – другой тип. И это благодаря доброте Бога мы обнаруживаем два различных эффекта влияния имён. Один эффект будет вредным в материальной сфере, а другой – конструктивным. И это благодаря милости и любви Бога, любви к Его детям, и любви, которую он хочет показать не только к одному типу Своих детей, но и к другому.

Существуют определённые мантры, которые подходят для всех достижений жизни, для процветания, для привязанности, для накопления богатства. А есть определённые виды мантр, которые заставляют людей отказываться от вещей и держат их на пути уединения, вдали от всех суетных земных достижений. И это делает их счастливыми. Такая тенденция присуща одному типу человека. А если по незнанию, мирской человек начинает пользоваться словом, которое не подходит его типу, тогда он начинает страдать, потому что эффект этого слова принесёт отдаление и самоотречение. Даже имя Бога способно сделать такое!

17. Вопрос: Может ли ребёнок получить мантру?

Махариши: Существуют некоторые определённые мантры для детей, для того, чтобы развивать и улучшать их умственные способности, развивать их способность понимания и так далее. Есть мантры даже для самых маленьких деток, которые только начинают говорить. Существуют и для детей в возрасте 6-7 лет, когда они уже могут и говорить, и читать. Мы не заставляем их сидеть и медитировать, а просто приблизиться к этому и быть счастливыми. Они растут, развиваются умственно намного быстрее и проще.

Назад | Jai Guru Dev | Вперед

Новые посты