Речь — не только средство передачи мыслей одного человека другому; она также есть способ восприятия нами вещей. Когда мы хотим передать какую-то мысль другим, мы обычно используем разговорный язык, известный как вайкхари, или же его письменный вариант. Санскритское слово “викхара” относится к плотной грубой форме существования, служащей прибежищем для вайкхари. Таким образом, вайкхари — это грубая форма речи.
Однако существует более тонкая форма речи, которую мы используем для осуществления процессов мышления и понимания. Она называется мадхьяма, или внутренняя речь. Эта форма речи находится в тесной связи с нашим сознанием, и с её помощью мы формируем как осознанные, так и неосознанные представления о словах и их значениях.
Внутренняя речь считается промежуточной формой между грубой формой вайкхари и тонкой формой пашьянти, которая является сутью нашего существа, состоящего из чистого Сознания. В то время как вайкхари является отражением осознания в более грубой форме объективного существования, мадхьяма — это внутреннее рефлективное проявление сознания, принимающее форму идей. Она также есть действие, направленное вовне, поскольку оно существует как нечто иное, чем мыслящий субъект.
Речь в мадхьяме содержит слово-образ, значение слова и единую идею обоих, сияющую внутри Сознания. Существует также взаимное различие этих трех элементов в мадхьяме, хотя они и не разделены так отчетливо как в вайкхари. Если мы внимательно проследим за нашим мыслительным процессом, мы осознаем, что наши мысли, слова-образы и объекты, познаваемые посредством этих слов и образов, по сути, есть три разных элемента, находящиеся в близком взаимодействии.
Как сказал Вьяса, все три элемента мадхьямы включаются одновременно в способность понимания, но как три различные элемента, связанные взаимной нераздельностью. В этом случае нераздельность не означает единства, а представляет собой непрерывные взаимоотношения внутри сферы различий.
Важно отметить, что вся речь вращается вокруг осознания, или вимарши. Осознание является главной сутью речи, и мы думаем и говорим только о тех вещах, осознание которых к нам уже пришло. В то время как действия, такие как мыслительный процесс, понимание, высказывание и письменное изложение, являются лишь внешними проявлениями осознания, родственное действие слушания направлено на формирование осознания впоследствии.
“Мадхьяма считается внутренней речью, поскольку обитает в тонком теле (пурьяштака).”
Таким образом, внутренняя речь и грубая форма вайкхари являются двумя различными способами восприятия и понимания мира вокруг нас. Внутренняя речь, или мадхьяма, позволяет нам более глубоко понимать и осознавать вещи, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта, и является важным инструментом для нашего развития и самопознания.