Бытует мнение, что состояние просветления/самадхи — это нечто слишком эзотеричное, мифичное и недостижимое. Но что, если нет? Что, если это состояние знакомо каждому, кто практикует медитацию? Судите сами…
Махариши Махеш Йоги: «Существует два типа Самадхи: один это Нирвикальпа, что значит “вечное, никогда не прерывающееся”, и второй – это Савикальпа; Савикальпа и Нирвикальпа. Савикальпа означает “то, что прерывается”, иногда оно приходит, иногда – прекращается. Нирвикальпа – никогда не прекращается, вечное.
Савикальпа Самадхи бывает четырех типов:
- Витсаранугат
- Витарканугат
- Ананданугат
- Атмиканугат
Первый тип Самадхи – Витсаранугат. Это состояние наступает, когда во время медитации мантра замедляется, становится все медленнее и медленнее.
Второй тип Самадхи, Витарканугат, наступает, когда мантра перестает быть определенной мыслью, она становится только ритмом.
А когда гул, этот приглушенный гудящий звук, также уходит, и вы остаетесь в этом сиянии, то это Ананданугат Самадхи – третий тип Самадхи.
А когда это сияние также уходит, и вы остаетесь в состоянии, которое речь не способна описать, то это Атмиканугат Самадхи – просто естьность, чистое существование.
Я опишу вам два типа опыта: один – это чистое сознание, а другой – это блаженное сознание. Опыт блаженного сознания (сознания – блаженства) – это Ананданугат Самадхи. А чистое сознание названо Атмиканугат Самадхи. Атми означает естьность, чистое сознание. Атми и Ананда.
Ананданугат Самадхи – это сознание-блаженство. Ощущение этого сияния и просто счастье. Атмиканугат – это Самадхи, проникающее в состояние Атмика, в состояние естьности. И, когда это Атмиканугат Самадхи становится непрерывным, оно не разрушается никаким состоянием сознания, будь то бодрствование, сновидения или глубокий сон. Когда природа ума представляет собой чистое сознание, постоянно, во время всех опытов бодрствующего состояния, и состояния сновидений, и состояния глубокого сна, тогда такое Самадхи называется Нирвикальпа Самадхи, т.е. космическое сознание. Слово Нирвикальпа значит “ненарушаемое”, постоянное, непрекращающееся, вечное, перманентное. Это называется “Дживан Мукти” – жизнь вечная, божественная жизнь…»
© Махариши Махеш Йоги
Из аудиозаписи, сделанной в Хохгургле, Австрия, 1962
Каждый, кто практикует медитацию, может достичь состояния просветления. Существует два типа Самадхи: Нирвикальпа и Савикальпа. Первый тип – Нирвикальпа – означает вечное, никогда не прерывающееся состояние. Второй тип – Савикальпа – прерывающееся состояние. Сам Савикальпа Самадхи бывает четырех типов: Витсаранугат, Витарканугат, Ананданугат и Атмиканугат.
Когда мантра замедляется во время медитации, становится все медленнее и медленнее, наступает Витсаранугат Самадхи – первый тип Савикальпа. Второй тип Самадхи, Витарканугат, наступает, когда мантра перестает быть определенной мыслью, она становится только ритмом. Ананданугат Самадхи – это третий тип Савикальпа, когда гул, приглушенный гудящий звук, уходит, и остается только сияние. Атмиканугат Самадхи – это просто естьность, чистое существование. Когда это состояние становится непрерывным и не разрушается никаким состоянием сознания, это уже Нирвикальпа Самадхи, космическое сознание.
Ананданугат Самадхи – это сознание-блаженство, ощущение этого сияния и просто счастье. Атмиканугат – это Самадхи, проникающее в состояние Атмика, в состояние естьности. Когда природа ума представляет собой чистое сознание, постоянно во время всех опытов бодрствующего состояния, и состояния сновидений, и состояния глубокого сна, тогда такое Самадхи называется Нирвикальпа Самадхи, т.е. космическое сознание.
Дживан Мукти – жизнь вечная, божественная жизнь. Каждый может достичь такого состояния, практикуя медитацию.