Краткое содержание
Разум, по словам Махариши, является внутренним аспектом личности, а тело – внешним. Ум контролирует всё тело и координирует связи между ними. Расслабление ума вызывает расслабление тела. Тонкое тело может ясно проявить себя в материальном мире, если дух силён и у разума благоприятные условия. Ум принадлежит душе, а не телу. Существует космический разум, который черпаем вдохновение и который можно достичь. Совесть является аспектом, приобретенным нами через образование и воспитание.
РАЗУМ (УМ)
1. Вопрос: Какова связь ума с телом?
Махариши: Разум – это внутренний аспект нашей личности, а тело – внешний. Это подобно дереву: корень – это его внутренний аспект, а крона – внешний. От того какое состояние корней, будет зависеть жизнь целого дерева. Вот как и ум контролирует всё тело, и координирует связи между умом и телом. Ум является более тонким проявлением чистого трансцендентального, непроявленного Сознания, в то время как более грубым проявлением ума является тело.
2. Вопрос: Значит расслабление тела вызвано расслаблением ума?
Махариши: Да, расслабление ума идёт первым. Когда мы смотрим на лёд, то понимаем, что это вода; потому что именно из воды состоит лёд. Так именно и ум создаёт тело. Оба они являются производными одной материи, но тело является более грубым проявлением, чем разум. Тело – это просто более грубый аспект ума – грубое выражение разума. И разделены они могут быть, лишь в момент смерти.
3. Вопрос: В тот момент, когда осознание покидает тело, покидает ли тело ум? он потом путешествует вместе с осознанием или остаётся в теле?
Махариши: Ум покидает тело, но не полностью. Представьте себе, что мы жильцы этого дома. Уходя, мы запираем дверь и выходим наружу; мы ушли, но не совсем, потому что связь с домом сохраняется. Лишь во время смерти, при оставлении тела и умом и духом (осознанием), связь прерывается. Во время трансцендирования ум полностью уходит из тела. Но связь, родственная, влекущая связь с домом, сохраняется, и ум возвращается в тело.
4. Вопрос: Может ли тонкое тело ясно проявить себя в материальном мире?
Махариши: Это действительно возможно. Это происходит когда дух достигает эфирного тела. Тогда оно материально. Если дух силён, если существует сильное намерение, и если разум человека благоприятно этому способствует, тогда тонкое тело может иметь опыт познать и исследовать проявленное.
5. Вопрос: Может ли ум познать Абстрактное?
Махариши: Ум и есть как раз то, что познаёт. Именно умом мы осуществляем познание.
6. Вопрос: Принадлежит ли разум телу?
Махариши: Нет. Это тело принадлежит разуму, а разум принадлежит душе. Душа есть космический разум, космическое бытие. Производным разума является индивидуальный разум. Производным индивидуального разума является тонкое состояние ума. Производным тонкого состояния ума является тонкое тело. Индивидуальный разум познает Высший разум, для того, чтобы приобрести способность познать Трансцендентное – Дух, Состояние бытия. В этом состоянии индивидуальный разум перестаёт быть индивидуальным. Утончение даёт ему способность видеть, чувствовать, жить на уровне всего мироздания, и пользоваться источником всех возможностей, который является вездесущим, это позволяет жить в единстве и согласии со всем многообразием Вселенной, в согласии с Единым Законом Природы.
7. Вопрос: Существует ли в людях некий единый всеобщий разум? И черпаем ли мы вдохновение через него?
Махариши: В данном случае вся жизнь являлась бы вдохновением. Человеку нужно было бы узнать лишь КАК, каким образом этого достичь. Лишь после достижения космического состояния всё становится лёгким. Когда «звуковая» основа фундамента заложена, тогда без опасения можно возводить здание любой высоты.
8. Вопрос: Махариши, у нас у всех есть то, что называют совестью. Мы чувствуем угрызения совести, раскаяние, жалость, сожаление после совершения определенных поступков. Является ли совесть аспектом, приобретенным нами через образование или через воспитание данные нашими родителями и учителями?
Махариши: Это зависит от того, насколько сильно развит ум. Развитому уму это, можно сказать, дано Богом. А неразвитым разумом это достигается через образование. Оно разъясняет что правильно, а что нет. Если ум становится развитым, тогда все мысли и действия будут правильными. Если разум человека не развит, тогда ум нужно воспитать – «дать ему образование». Этот процесс продолжается до тех пор, пока ум не станет достаточно развитым, чтобы самостоятельно оценивать положение дел.
Назад | Jai Guru Dev | Вперед