Покидая свое тело, просветленный человек переживает величайшее счастье-блаженство, в то время как для обычного человека это очень болезненный процесс. Это связано с тем, что в состоянии просветления человек не осознает свое тело, его метаболизм сводится к нулю. В результате, во время медитации ум становится тоньше и перестает отождествляться с телом, а прана (дыхание) становится тоньше и перестает отождествляться с телом в трансцендентальном сознании.
В этом состоянии чувства остаются позади области чувств и больше не находятся в трансцендентальном сознании. Вся эта диссоциация тонкого тела или внутреннего человека является привычкой для просветленного человека. Поэтому, сознание блаженства становится прямым опытом в результате механизма функционирования с диссоциацией тонких аспектов.
Таким образом, смерть просветленного человека – это то же самое явление, что и трансценденция, и обретает трансцендентное сознание. Однако для обычных людей, которые не испытали отделения внутреннего от тела, отделение чувств от тела во время смерти является очень болезненным процессом, так как человек не знает, как отсоединиться от своего тела.
В Трансцендентальной медитации (ТМ) каждый раз, когда мы отсоединяемся от тела, мы переживаем сознание блаженства. Опыт смерти просветленного человека – это то же самое, что и опыт трансцендирования, когда мы медитируем.
«Так что, это блаженство для просветленных и величайшее страдание для невежественных. В этом разница»,
— говорит Махариши.
Просветленный человек всегда готов умереть, так как он не против смерти в любое время и ожидает ее. Для него смерть – это не потеря, а опыт трансцендирования.
Таким образом, переживание смерти для просветленного человека является переживанием сознания блаженства, тогда как для обычных людей это боль и страдание.