Краткое содержание
В этом тексте описывается негативное влияние желания и гнева на высшее «Я». Желание устанавливает контакт с чувственным опытом и влияет на ум через привязанность или отвращение, что создает стимул для деятельности и вовлекает «я». Гнев, в свою очередь, разрушает цель творения и создает смятение в проявленном поле Реальности. Оба этих аспекта природы считаются «врагами». Однако, когда человек достигает просветления и познает высшее «Я», желание перестает быть «врагом» и поддерживается только тремя Гунами. В оставшейся части главы Господь указывает путь к победе над желанием и гневом.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.37
Благословенный Господь сказал: Это желание, это гнев, порождения раджо-гуны, всепожирающее наибольшее зло. Знай — это враг здесь, на земле.
“Раджо-гуна”: раджас, одна из трех гун Природы. Она отвечает за движение и энергию.
Именно желание устанавливает контакт чувств с их объектами и тем самым влияет на высшее “Я” путем привязанности или отвращения (стих 34), создающих, в свою очередь, стимул для деятельности, вовлекающей “я”.
Самосознание, непроявленное чистое сознание, проявляется как вибрация — сознание вибрирует и становится сознательным умом, и возникает мысль. Процесс проявления продолжается, и мысль развивается в желание. Желание — это вибрирующее сознание, приведенное в движение и направленное по определенному руслу. Это всякое движение, наложенное на вечно недвижное чистое сознание; и это благодаря раджо-гуне.
Когда поток отдельного желания прегражден другим потоком, в точке их столкновения вырабатывается энергия, и это вспыхивает как гнев, который выводит из равновесия, смущает и разрушает гармонию и плавность потока желания. Это смятение создается в проявленном поле Реальности, и цель проявления, которая состоит в распространении счастья, искажается; самая цель творения срывается.
Вот почему Господь называет гнев “врагом”. Он подобен водовороту на реке, грозящему нарушить плавное течение всего, что плывет по ней. Он подобен огню, сжигающему все на своем пути. Гнев считают великим злом, искажающим самую цель творения.
Здесь обвиняются и желание, и гнев. Если гнев разрушает цель творения, то желание удерживает ум в движении в поле чувственного опыта, и поэтому в ответе за то, что ум вовлекает в действие высшее “Я”, пока “я” еще не достигнет устойчивости в своей собственной природе. И так затемняется естественная вечная свобода высшего “Я”. Желание в состоянии неведения затемняет чистую природу “я”, которая есть абсолютное сознание-блаженство, и это удерживает жизнь в зависимости и страдании.
“Всепожирающее”: этому выражению предшествует “порождения раж-до-гуны”. Это подразумевает, что, поскольку раджо-гуна отвечает за функционирование саттвы и тамаса’, поскольку раджо-гуна лежит в основе всех созидательных и разрушительных сил природы, желание, имея свой источник в раджо-гуне, также обладает естественной способностью либо поддерживать все поле трех гун, либо ниспровергать всю их цель. Господь здесь не обсуждает утверждающий и поддерживающий аспект желания, так как в данном контексте Он анализирует саму его природу как выводящего высшее “Я” из Себя. В качестве такового оно “всепожирающее и наибольшее зло”, ибо оно затемняет настоящую природу высшего “Я”, и тем затмевает абсолютное сознание-блаженство, истинную природу жизни вечной.
Природа желания, раскрытая здесь Господом, накладывается, только пока человек не достиг просветления. Она истинна только для ищущего, невежественного человека, но не для реализовавшегося. Когда человек достигает познания высшего “Я” как обособленного от деятельности, желание перестает быть “врагом здесь, на земле”, потому что оно теперь поддерживается только тремя Гунами, тогда как высшее “Я” остается совершенно свободным от его влияния.
В оставшейся части этой главы Господь продолжает размышлять о природе гнева и желания и в конце концов указывает путь к победе над этими врагами жизни.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Этот текст описывает негативное влияние желания и гнева на высшее «Я». Желание устанавливает контакт с чувственным опытом и влияет на ум через привязанность или отвращение, что создает стимул для деятельности и вовлекает «я». Гнев, в свою очередь, разрушает цель творения и создает смятение в проявленном поле Реальности. Оба этих аспекта природы считаются «врагами». Однако, когда человек достигает просветления и познает высшее «Я», желание перестает быть «врагом» и поддерживается только тремя Гунами. В оставшейся части главы Господь указывает путь к победе над желанием и гневом.