TM — Трансцендентальная Медитация
Книга Махариши “Наука бытия и искусство жизни”

Книга Махариши “Наука бытия и искусство жизни”

Краткое содержание

В статье «Ум и Бытие» рассматривается взаимоотношение ума, кармы и праны. Ум — это проявление непроявленного Бытия под влиянием праны и кармы. Взаимозависимость ума и кармы не позволяет определить, что дало начало циклу, однако понимание кармы прошлой жизни может объяснить идентичность ума в настоящей жизни. Ум является второй стадией процесса проявления, а прана — первой. Индивидуальный ум — это ограниченное отражение космического разума, а до создания ума существовал фактор кармы. В целом, статья описывает вечный цикл творения и распада в вечности Бытия.

Книга Махариши “Наука бытия и искусство жизни”

Назад | Оглавление | Вперед

Ум и Бытие (раскрытие умственных способностей)

Ум можно сравнить с волной в океане Бытия. Непроявленное абсолютное Бытие, побуждаемое своей собственной природой, праной, проявляется как ум, точно так же, как океан, побуждаемый ветром, проявляется в виде волн.

То, что действует подобно силе ветра, чтобы вызвать волну ума в океане непроявленного Бытия, есть карма. Так можно сказать, что прана, дополненная влиянием кармы, есть ум.

Это утверждение предполагает, что если бы не было влияния кармы, ум не существовал бы. Возникает вопрос: должна ли сначала существовать карма для того, чтобы мог существовать ум?

Когда мы изучаем карму, мы обнаруживаем, что без ума (исполнителя) карма, или действие, не может быть произведена. Это говорит о взаимозависимости ума и кармы, и, следовательно, кажется трудным решить, создается ли карма умом или ум создается кармой.

Ответ на загадку заключается в том, что ум есть порождение кармы, и он создает карму, а карма есть порождение ума и она создает ум. Из семени вырастает дерево, а дерево производит семя. Невозможно определить, что дало рост чему в начале. Можно только сказать, что семя есть причина дерева, и что дерево есть причина семени. Но что положило начало циклу установить невозможно.

Метафизика молчит на этот счет и просто признает, что цикл семя-дерево существовал и продолжает существовать. Подобным образом, нет очевидных доказательств того, дает ли прана начало уму или ум дает начало пране. Учитывая все попытки и цели, нам остается только принцип взаимозависимости ума и праны.

Это можно понять с точки зрения кармы. Карма прошлой жизни отвечает за идентичность ума в настоящей жизни; уровень эволюции, достигнутый умом в прошлой жизни, определяет его статус в настоящей жизни, и на основе прошлой кармы ум начинает свою нынешнюю жизнь.

Без живительной силы праны карма остается бездейственной. Эта инертная карма, дополненная живительной силой – праной – дает начало уму. Таким образом, ум – это соединение праны и кармы, и через прану он связан с непроявленным Бытием. Следовательно, можно сказать, что ум – это вторая стадия в процессе проявления или творения, тогда как прана является первой.

Это проясняет положение ума в области мироздания и его связь с Бытием, которое первично.

Прана – это первое выражение космического разума. Отраженная кармой, прана обретает индивидуальность и проявляется в качестве индивидуального ума. Следовательно, индивидуальный ум оказывается ограниченным отражением безграничного космического ума или чистого разума. Точно так же, как прана является проявлением вечного океана непроявленного Бытия, так и ум является отражением космического разума в карме.

Это показывает, что до создания ума существовал, в принципе, фактор кармы. Это подводит нас к выводу о том, что существовало творение до творения. Был день до этого дня и ночь до этой ночи. Цикл творения и распада – вечный цикл в вечности Бытия.

В процессе творения проявляется ум, так как прежде был ум, который создал некую карму. Это влияние кармы продолжает существовать как основа данного ума.

Следовательно, мы можем представить две реальности в основе мироздания. Одна – вечная реальность абсолютного Бытия, другая – реальность кармы, которая, хотя и находится в вечно изменяющейся области относительного существования, обретает свой вечный статус в вечно продолжающемся цикле: действие, опыт и впечатление. Впечатление от опыта в уме исполнителя – это тончайшее влияние кармы. Оно поддерживает свое существование на тончайшем уровне ума, почти на стыке ума и праны. Именно в этой плоскости – там, где Бытие становится умом, – начинается творение, и благодаря этому тончайшему впечатлению кармы прана берет на себя роль ума. Можно сказать, в принципе, что следующий шаг в творении производится почти одновременно посредством механики чувств восприятия, которая позволяет уму функционировать и материализовывать реальность ума и чувств (ощущений). Материя появляется, чтобы образовать физический механизм, через который пять органов восприятия находят свое выражение, и чтобы оправдать обоснованность их создания с целью существовать и действовать в качестве представителей ума в процессе творения и эволюции. В ходе этого процесса формируются чувства (органы восприятия), нервная система и тело.

Это проясняет тонкую механику творения и иллюстрирует принципы, лежащие в основе создания ума, чувств (органов восприятия), нервной системы, тела и их связи с Бытием.

Бытие – это безграничный вечный океан абсолютной жизни. Поскольку оно имеет трансцендентную природу, у него нет никаких атрибутов. Его, несомненно, воспринимают, но этот опыт лежит всегда в его собственной области трансцендентного существования чистого сознания, где ум выходит за пределы всех областей относительного опыта и становится одним с Бытием, а, обретая статус Бытия, более не является сознательным умом. Это состояние лишенного атрибутов абсолютного существования находится всецело за пределами воображения, за пределами каких бы то ни было разумных представлений или понимания.

Естественно, человеческий ум стремится понять первичную реальность и встать на берегу безграничного океана мудрости Абсолюта. В своем стремлении постичь непостижимое и понять трансцендентное, он следует путём понимания более тонких областей мироздания в надежде, что если и когда тончайшее будет понято, станет возможным понять истинную природу высшего первичного.

Чтобы помочь таким интеллектуальным исследованиям природы Бытия и его связи с более тонкими областями субъективного и объективного мироздания, мы кратко обсудим статус Бытия и последовательный процесс создания праны, ума, чувств (органов восприятия), нервной системы и тела.

Как мы выяснили, проявляется не Бытие (так как по своей трансцендентной, лишенной атрибутов природе, Бытие в состоянии проявляться или противиться проявлению), а карма отражается в Бытии или принимает отражение Бытия и становится тенденцией творить, обретая тем самым свойство праны. С этого момента, основанное на этом отражении все мироздание начинает отделяться от Бытия, которое остается неизменным в его вечном статусе Абсолюта. Следовательно, ничего не происходит с абсолютным Бытием, и творение начинается в многообразных формах и явлениях, основанное на карме, движимое праной и осуществляемое умом, оставляя Бытие незатронутым.

Так как Бытие вездесуще, оно пронизывает все многообразие мироздания. Ничего нет без него, все есть оно. Таким образом, статус мироздания отличен от Бытия, а Бытие в то же время есть все мироздание. Ум отличен от Бытия, и в то же время его сущностная природа – Бытие.

Колесо кармы продолжает создавать, развивать и разрушать явления мироздания в циклах существования и несуществования всего космоса, и индивидуум осознает себя его частью.

Мы обнаруживаем, что, в сущности, жизнь вечна и абсолютна. В действительности, нет ничего кроме Абсолюта. Все вечно изменяяющиеся относительные формы и явления и весь космос существуют в вечном Бытии, и в то же время фаза существования их как явлений основана на плоскости кармы, которая не несёт в себе абсолютного статуса. Относительная фаза обретает непрерывный статус в циклах создания и распада [см. “Бытие, абсолютное и относительное”]. Это предполагает, что есть две основы жизни – абсолютное Бытие и карма. Возникает вопрос: могут ли быть две первичных реальности?

Если бы было так, это оставляло бы поиск первичной реальности неосуществленным, а искателя истины – в неопределенности.

Несомненно, не может быть двух первичных реальностей – Бытия и кармы. Очевидно, что может быть только одна. Остается определить, что первично: Бытие или карма?

Мы видели, что Бытие по своей сущностной природе есть абсолютное существование, и что только оно может быть принято в качестве первичной реальности жизни. Но мы также видели, что, так как Бытие, эта первичная реальность, абсолютно, следовательно, оно лишено атрибутов и не способно творить. Как было сказано, мироздание происходит из семени кармы, скрытом в Бытии, которое удерживает вместе механизм праны, кармы и ума. Мироздание возникает, когда карма, благодаря самой себе, берет на себя роль праны – живительной силы жизни и творения.

Тот факт, что карма принимает роль праны с тем, чтобы начать творение в вездесущности вечного Бытия, дает надежду ищущему и оправдывает его поиск одной первичной реальности.

Вездесущая природа Бытия не позволяет карме обрести независимый статус первичной реальности. Карма оказывается скрытой в самой природе Бытия, и мироздание находит свой источник в нем. Таким образом, Бытие выступает как одна высшая реальность, и обладает механизмом кармы, скрытым в его собственной природе, ради цели творения.

Постижение этого вечного Бытия как одной первичной, высшей реальности существования показывает, что причина творения, или всемогущая созидательная сила, скрыта в самой природе Бытия и, что оно выражает себя в форме мироздания. Итак, мы обнаруживаем, что абсолютное, лишенное атрибутов, вечное Бытие является первичной реальностью существования, и, что благодаря его собственной природе, процесс творения, эволюции и распада продолжается вечно, не влияя на абсолютный статус вечного Бытия.

Такова полная картина абсолютного, вечного Бытия относительно его собственного всемогущего, созидательного разума, или вселенского ума, а также индивидуального ума.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В статье «Ум и Бытие» рассматривается взаимоотношение ума, кармы и праны. Ум — это проявление непроявленного Бытия под влиянием праны и кармы. Взаимозависимость ума и кармы не позволяет определить, что дало начало циклу, однако понимание кармы прошлой жизни может объяснить идентичность ума в настоящей жизни. Ум является второй стадией процесса проявления, а прана — первой. Индивидуальный ум — это ограниченное отражение космического разума, а до создания ума существовал фактор кармы. В целом, статья описывает вечный цикл творения и распада в вечности Бытия.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты