Бхагавад Гита, Глава 3, Стих 8:
Выполняй твой назначенный долг. Действие воистину выше бездействия. Даже выживание твоего тела было бы невозможно без действия.
Комментарий Махариши:
“Назначенный долг” — тот, исполнять который для человека естественно, тот, для которого он был рожден, естественное действие в согласии с законами природы, действие, соответствующее его собственной дхарме, действие в согласии с естественным течением эволюции, действие, являющееся непорочной связью между Самосознанием и космическим сознанием; действие, служащее путем достижения сознания Бога, осуществления жизни.
Важный аспект естественного долга — то, что он для человека насущный: если он не выполняет свой назначенный долг, он будет занят действиями, которые лежат вне пути его собственной эволюции.
Назначенный долг включает в себя все действия, которые позволяют человеку жить и эволюционировать.
Правильность таких действий заключается в том, что, совершая их, человек не чувствует никакого напряжения они, не обременяют в жизни и одновременно поддерживают жизнь и ведут к эволюции. Так же существенно понимать, что действие неестественное будет неизбежно вызывать переутомление и напряжение и у деятеля, и в окружающей его атмосфере.
Господь особо упоминает “назначенный долг”, так как если процесс действия напряженный, это мешает гармонии между деятелем и его работой, между субъектом и объектом; это, в свою очередь, препятствует проникновению божественной природы в поле деятельности, создается противодействие развитию космического сознания.
Возникает вопрос выяснения того, что является назначенным долгом человека. В сегодняшнем мире, при сложностях смешанных цивилизаций и смешении традиций, представляется трудным обнаружить чей-либо “естественный долг”.
Если в отсутствие какого-либо влияния священного писания или традиций, нужно найти критерий естественного долга, то на основании здравого смысла можно сказать, что действие, которое необходимо и не вызывает никакого чрезмерного напряжения или переутомления для деятеля и его окружения, есть его естественный долг.
Медитация сглаживает течение жизни и естественно направляете поток жизни в согласии с законами природы, удерживая его на пути к высшей эволюции. Поэтому в отсутствие любого другого средства выяснения чьего-либо назначенного долга, было бы мудро принять Трансцендентальную Медитацию как средство устремить человека к естественному образу жизни.
Когда Господь начал наставлять Арджуну в искусстве спонтанно правильного действия, Он посоветовал ему выйти из поля относительности и расположиться в поле Абсолюта, тем самым поднявшись до того состояния жизни, где человек становится способным действовать в полном согласии с законами природы, так выполняя свою дхарму и служа космической цели.
Господь говорит: “Действие воистину выше бездействия” и затем Он добавляет: “Даже выживание твоего тела…”. Эти слова содержат великую мудрость об интеграции жизни и высшую тайну эволюции путем действия. Значение слова “даже” глубоко. Если выживание тела — наименьший результат, который Господь приписывает действию, то каков тогда наибольший? Это достижение сознания Бога, наивысшего состояния человеческой эволюции. Господь имеет в виду, что без действия не только не выжило бы тело, но и высоты эволюции не были бы достигнуты. Таким образом, можно понять, как необходимо действие для достижения сознания Бога.
Как видно, назначенный долг — это не просто выполнение обязанностей, но и путь к развитию сознания и эволюции. И если мы сможем найти свой естественный долг и выполнять его в гармонии с законами природы, мы сможем достичь высшего состояния жизни и обрести сознание Бога.