Краткое содержание
В третьей главе Йоги Действия, Карма Йога, описывается, как достичь невозмутимости, которая является основой успеха и спасения в жизни. Это можно сделать путем знания и путем действия. Оба пути развивают ум и переориентируют функционирование чувств. Когда трансцендентальное сознание становится постоянным, цель всякого действия достигнута. Человеку следует быть осмотрительным в действиях, потому что другие следуют его примеру. Цель практики Йоги — сделать постоянным состояние абсолютного сознания-блаженства, чтобы оно не утрачивалось даже во время деятельности в относительном поле.
Назад | Оглавление | Вперед
ГЛАВА III. Йога Действия, Карма Йога
ОБЗОР ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ УЧЕНИЯ
Стихи 1—4. Невозмутимость, основа всякого успеха и спасения в жизни, достигается и делается постоянной двумя способами: путем знания и путем действия.
Стихи 5—16. Оба пути развивают ум и переориентируют функционирование чувств. Благодаря практике достижения трансцендентального сознания и затем занятию деятельностью, проникновение Бытия в природу ума позволяет ему сохранять невозмутимость, а чувствам самопроизвольно совершать действия, которые естественны и полезны для эволюции.
Стихи 17—20. Когда, благодаря практике, трансцендентальное сознание становится постоянным, цель всякого действия достигнута. В этом состоянии осуществления должно выполняться действие, которое правильно, потому что оно вносит в жизнь совершенство и несет благо миру.
Стих 21. Человеку следует быть осмотрительным в действиях, потому что другие следуют его примеру.
Стихи 22—26. Владыка творения, Сам оставаясь невовлеченным, занят постоянной деятельностью. Так и человек, живущий в свете Бога, должен заниматься действием, оставаясь невовлеченным, вдохновляя других исполнять их естественный долг.
Стихи 27—29. Все действия совершаются силами Природы. Но по незнанию человек приписывает себе их авторство и становится связанным ими. Просветленный человек знает истину и наслаждается свободой даже во время занятий деятельностью.
Стихи 30—35. Просветленному человеку следует помогать возвышать сознание невежественного. Техника возвышения сознания — подчинение всякого действия Богу. Контроль ничего не достигает, потому что все совершается согласно природе. Критерий правильного действия не в том, нравится оно или не нравится, но в естественном долге.
Стихи 36—43. Возбуждение, порожденное желанием и гневом, противоположно практике достижения невозмутимости. Желание и гнев коренятся в чувствах, уме и рассудке. Возвышая сознание над ними и утверждаясь в трансцендентальном сознании, человек становится способным спонтанно совершать правильные действия в состоянии свободы. Когда трансцендентальное сознание развито и сосуществует с бодрствующим состоянием сознания, тогда внутреннее состояние отсутствия проблем сосуществует с внешним миром проблем. Человек живет в свободе, при этом действуя в поле зависимости. Это слава пути действия.
Вторая глава представила Брахма Видью — мудрость полной жизни, мудрость Абсолютного и относительного — в обоих аспектах, теоретическом и практическом. Теоретический аспект называется мудростью Сан-кхьи; он дает понимание абсолютного и относительного полей жизни как отделенных друг от друга. Практический аспект называется Йогой, и он дает непосредственный опыт двух этих полей жизни в отдельности.
Природа этого опыта, полученного благодаря практике Йоги, и его приложение к жизни в миру раскрываются в этой третьей главе. Цель в том, чтобы сделать постоянным состояние абсолютного сознания-блаженства, так чтобы оно не утрачивалось, даже когда ум занят деятельностью в относительном поле. Это единственно способно дать ощущение полноты жизни, ведь жизнь относительна и абсолютна одновременно.
Эта третья глава являет практическое приложение второй. Она описывает в деталях роль “устойчивого интеллекта” в практической жизни, так что дает тем, кто занят на мирской базарной площади, прямой путь эволюции и вечного освобождения. Ее учение подходит каждому, независимо от его рода занятий.
Эта глава развивает зерно мысли, содержащееся в первых трех словах стиха 48 второй главы: “Иогастах куру кармани — утвердившись в Йоге, совершай действия”. Эта доктрина Карма Йоги, Йоги действия, образует основную тему главы.
Карма — в поле многообразия, и Йога — Единство. Следовательно, чтобы понять Карма Йогу, человек должен быть так же знаком с Единством жизни, как и с полем многообразия; только будучи как дома в обоих полях, может он понять связь между ними. Учение третьей главы предназначено послужить этому причиной. Но изучающему Карма Йогу важно помнить, что интеллектуальное понимание учения этой главы без личного опыта истинной природы Единства никогда не сможет принести плодов Карма Йоги. Следует практиковать технику прямого контакта с трансцендентальным божественным сознанием, как сказано в стихе 45 второй главы; только на основе такого личного опыта возможно достичь осуществления в жизни через Карма Йогу, Практика Трансцендентальной Медитации обязательна, если практически использовать мудрость этой главы.
Стих 3.1
Стих 3.2
Стих 3.3
Стих 3.4
Стих 3.5
Стих 3.6
Стих 3.7
Стих 3.8
Стих 3.9
Стих 3.10
Стих 3.11
Стих 3.12
Стих 3.13
Стих 3.14
Стих 3.15
Стих 3.16
Стих 3.17
Стих 3.18
Стих 3.19
Стих 3.20
Стих 3.21
Стих 3.22
Стих 3.23
Стих 3.24
Стих 3.25
Стих 3.26
Стих 3.27
Стих 3.28
Стих 3.29
Стих 3.30
Стих 3.31
Стих 3.32
Стих 3.33
Стих 3.34
Стих 3.35
Стих 3.36
Стих 3.37
Стих 3.38
Стих 3.39
Стих 3.40
Стих 3.41
Стих 3.42
Стих 3.43
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В третьей главе Йоги Действия, Карма Йога, описывается, как достичь невозмутимости и основы успеха и спасения в жизни. Это можно сделать путем знания и путем действия. Оба пути развивают ум и переориентируют функционирование чувств. Когда трансцендентальное сознание становится постоянным, цель всякого действия достигнута. Человеку следует быть осмотрительным в действиях, потому что другие следуют его примеру. Цель практики Йоги — сделать постоянным состояние абсолютного сознания-блаженства, чтобы оно не утрачивалось даже во время деятельности в относительном поле.