Краткое содержание
Данный текст содержит комментарий к 23 стиху первой главы «Бхагавад-Гиты». В этом стихе Арджуна выражает свое негодование и презрение к сторонникам Дурьодханы, которые готовы причинить зло в битве. Арджуна защищает добродетель и противостоит развращенности. Также в тексте указывается на важность трансцендентальной медитации, чтобы достичь божественного сознания и быть источником благого влияния в обществе. Автор призывает правителей и общественных деятелей организовать образование, чтобы люди могли научиться развивать это божественное сознание и не оставлять после себя злое влияние на будущие поколения.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 1.23
Дай мне взглянуть на тех, что собрались здесь, готовые к бою, жаждущие в битве совершить то, что дорого злобному сыну Дхритараштры.
Тон этого стиха показывает силу негодования Арджуны против зла, которое сторонники Дурьодханы намерены совершить, сражаясь. Презрение столь велико, что Арджуна даже не произносит имя Дурьодханы и, называя имя его отца, Дхритараштры, он клеймит позором и его.
Арджуна уверен в своей позиции, уверен, что он отстаивает и защищает добродетель и противостоит развращенности. Он не считает, что все собравшиеся в противостоящей армии являются носителями зла, но они поддерживают зло.
В стихе 21 Санджайя обратился к Дхритараштре как к “Владыке земли”, здесь же он сообщает о намеке Арджуны на то, что Дхритараштру позорят действия его сыновей. Это показывает, что, как отец своих злобных сыновей, Дхритараштра в конечном счете несет ответственность за грозящее уничтожение целого народа.
Когда коллективная карма (действие) грозит национальной гибелью, индивидуум не в силах препятствовать ей; это тем более верно, когда она достигла конечного предела и готова разразиться катастрофой. Поэтому мудрость любого поколения людей в том, чтобы быть предусмотрительными и не мириться с увеличением прегрешений в своем окружении, пресекать их в корне. Ведь именно совокупное влияние этих мелких зол, совершаемых индивидуумами в их собственных узких сферах деятельности, приводит к возникновению внутригосударственной и международной напряженности и чревато катастрофой.
Есть путь Трансцендентальной Медитации, преподанной Господом Кришной, чтобы каждый индивидуум занимался ежедневно, дабы влить трансцендентальное божественное сознание в свой собственный ум, так чтобы природой человек мог быть освобожден от дурных наклонностей и стал бы источником благого влияния во всех сферах жизни.
Если бы король Дхритараштра обучил своих сыновей искусству трансценденции и достижения божественного сознания, королевская семья Кауравов не стала бы причиной этой великой войны, которая навлекла беду на цивилизацию того времени.
Это проповедь, которую следует учитывать каждому поколению. Правителям мира и тем общественным деятелям, кто принимает близко к сердцу благополучие человечества, нужно организовать образование таким образом, чтобы каждый имел возможность научиться, как развивать божественное сознание. Ни одному поколению не следует позволять оставлять после себя злое влияние, накопившиеся последствия которого пожнут будущие поколения.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
Данный текст содержит комментарий к 23 стиху первой главы «Бхагавад-Гиты». Арджуна защищает добродетель и противостоит развращенности. Также в тексте указывается на важность трансцендентальной медитации, чтобы достичь божественного сознания и быть источником благого влияния в обществе. Автор призывает правителей и общественных деятелей организовать образование, чтобы люди могли научиться развивать это божественное сознание и не оставлять после себя злое влияние на будущие поколения.