TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.43

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.43

Краткое содержание

Данный текст содержит комментарий к одному из стихов, в котором говорится о необходимости познания Бытия и усмирения желаний ума. Автор утверждает, что единственный способ подчинить желания — это обратить ум к Бытию. Данный подход отменяет необходимость контроля чувств и практики отрешенности. В тексте описывается практический метод познания, который применим независимо от образа жизни человека. Автор также отмечает, что неверное понимание возросло в течение нескольких последних столетий, что усложнило задачу тех, кто ищет истину.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.43

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 3.43

Итак, познав того, кто за пределами интеллекта, усмирив “я” посредством высшего “Я”, О сильнорукии, убей врага в облике желания, которого трудно покорить.

“Познав того”: это значит познав обитателя тела в его истинной природе как Бытие, отделенное от всего поля деятельности тела, чувств, ума и интеллекта. Выражение подразумевает, что это способ “убить врага в облике желания”.

“Которого трудно покорить”: Усмирить желания трудно любыми по­пытками, нацеленными на прямое их подавление. Желания — импульсы ума. Пока ум не обратился к Бытию, он естественно занят желаниями. Поскольку это естественное отношение ума к желаниям, и поскольку ум является основой существования желаний, единственный способ подчи­нить желания — обратить ум к Бытию.

Это великая мудрость жизни, суть доктрины Карма Йоги. Господь делает основополагающее утверждение о причине и следствии: влияй на причину, чтобы изменить следствие, иди в область Бытия, чтобы изменить природу интеллекта, ума и чувств. Иди к абсолютной конечной Реальности, и все уровни относительности перестанут быть бременем. Будь просве­щенным, и будет жизнь всегда в свободе и полноте, вдали от мрака неведения.

Господь говорит: Постижение конечного вполне в твоей досягаемости. У тебя есть сила познать Высшее, если только ты не подорвешь эту силу. Это равнозначно только тому, чтобы быть тем, что ты есть. Будучи тем, что ты есть, ты обнаружишь, что все поле существования находится в вечной гармонии. Интеллект, ум и чувства будут действовать в согласии, ничто не возьмет верх над другими, и ни одна сторона жизни не ухуд­шится. Жизнь будет прожита в полноте.

Это новое подтверждение слов Господа из 45-го и 46-го стихов второй главы. Это подход, который отменяет необходимость контролиро­вания чувств какой-либо неестественной или напряженной аскезой. Он делает ненужной любую практику отрешенности или самоотречения ради культивирования состояния просветления.

Дается очень практический метод познания, независимо от того, на пути ли Гьяна Йоги человек, пути знания, или на пути Карма Йоги, пути действия. Независимо от образа жизни человека — домохозяина или отшельника — это прямой подход к осуществлению.

К несчастью, обычно считают, что желания следует подавлять, чтобы достичь просветления. Это совершенно неверно. Превратное понимание возросло в течение нескольких последних столетий, и вследствие этого, задача тех, кто ищет Истину, стала труднее, чем когда-либо прежде. Здесь Господь говорит: Иди к состоянию просветления, чтобы выйти из ско­вывающего влияния кармы, принеси свет, чтобы устранить тьму. Именно в этом основной принцип стиха; не в том, что человек должен пытаться устранить тьму, чтобы выйти на свет.

Для того чтобы Арджуна мог быть освобожден от пут кармы, Господь хочет, чтобы он покинул все поле кармы. Он хочет, чтобы он знал транс­цендентальную Реальность и благодаря этому нарастил свой ум до такой степени, чтобы он поднялся над сковывающим влиянием желаний и дей­ствий. Это прямой путь постижения состояния интеграции и вечной сво­боды в течение жизни человека здесь, на земле.

Являясь завершающим стихом данной главы, этот стих обобщает от­веты Господа на вопросы Арджуны в стихах 1, 2 и 36.

Эта глава, излагающая науку действия, отстаивает выход за пределы желания в качестве техники подавления желаний, и также осуществления, даруемого им; бесполезные желания будут подавляться, в то время как полезные найдут свое осуществление: Принцип поддержания жизни де­рева — выйти за пределы дерева. Если человек заботится об области, окружающей корни, о трансцендентальном поле дерева, легко донести питание до всех его частей. Если человек заботится о поле Трансцен­дентного, он может сделать все древо жизни здоровым и плодоносным.

Благословение этой главы — принцип выхода за пределы поля дей­ствия, чтобы принести осуществление действию. Он утвердит и поддержит и жизнь домохозяина, и жизнь отшельника.

Так, в Упанишаде славной Бхагавад-Гиты, в Науке Абсолютного, в Священном Писании Йоги, в диалоге Господа Кришны и Арджуны, заканчивается третья глава, озаглавленная “Йога Действия, Карма Йога”.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Данный текст комментирует стих, где говорится о необходимости познания Бытия и усмирения желаний ума. Автор утверждает, что единственный способ подчинить желания — это обратить ум к Бытию. Предлагается практический метод познания, который применим независимо от образа жизни человека. Автор также отмечает, что неверное понимание возросло в течение нескольких последних столетий, что усложнило задачу тех, кто ищет истину. В целом, текст призывает к поиску истины и обращению ума к Бытию для достижения свободы и полноты жизни.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты