Если программа Трансцендентальной медитации преподается некоммерческой образовательной организацией, то почему название техники ТМ является товарным знаком, как компьютеры Apple или велосипеды Trek? Знак зарегистрированного товарного знака (®) обычно ассоциируется с коммерческими корпорациями, которые используют товарные знаки для защиты своих торговых марок, продуктов или услуг от посягательств конкурентов и, таким образом, обеспечивают себе прибыль. Однако в случае Трансцендентальной медитации и других некоммерческих программ, основанных Махариши Махеш Йоги, товарный знак служит другой и гораздо более важной цели.
Уникальность
Все методы медитации могут иметь свои преимущества, однако методика Трансцендентальной медитации (ТМ) обладает специфическими особенностями. Данные научных исследований пока не выявили другой практики, которая бы представляла аналогичную эффективность или достигала сопоставимых результатов. Широкий спектр исследований, проведенных в медицинских академических учреждениях и автономных исследовательских институтах по всему земному шару, анализировали и сравнивали эффекты техники ТМ с разнообразными формами медитативных практик — методами концентрации, осознаваемой медитацией, различными мантрами и техниками релаксации. Однако было установлено, что ни одна из просмотренных методик не предложила такого обширного спектра преимуществ для психического, физиологического состояния, поведенческих показателей и взаимодействия с окружающей средой, какие наблюдаются в результате практики ТМ.
Отличить реальную вещь
Единственный способ легально отличить технику ТМ от других видов медитации — это сохранить за ней зарегистрированный товарный знак. Таким образом, изучая технику Трансцендентальной медитации, человек может быть уверен, что он изучает именно ее, поскольку только высококвалифицированные и сертифицированные учителя ТМ могут обучать этой практике или (по этическим соображениям) использовать название «ТМ» или «Трансцендентальная медитация». В противном случае, не имея зарегистрированного товарного знака, любой может сказать, что он обучает технике ТМ, и если этот человек не является сертифицированным инструктором ТМ, то практика, которой он обучает, будет совсем другой.
Товарные знаки защищают нас как потребителей, позволяя определить подлинность и не быть введенными в заблуждение подделками. Если бы все техники медитации были в принципе одинаковыми и давали одинаковые результаты, то не было бы никаких альтруистических причин для товарного знака или иного отличия техники Трансцендентальной медитации. Но все медитативные практики не одинаковы и, очевидно, не дают одинаковых результатов.
Зарегистрированный товарный знак — это еще один способ сохранить первоначальную эффективность или «чистоту» программы Трансцендентальной медитации — помочь сохранить аутентичную технику в том виде, в котором ее преподавал Махариши, и гарантировать, что ею смогут воспользоваться даже будущие поколения.