TM — Трансцендентальная Медитация
“Наука бытия и искусство жизни”: Правильное и неправильное (Критерии и способность различать)

“Наука бытия и искусство жизни”: Правильное и неправильное (Критерии и способность различать)

Краткое содержание

В тексте рассказывается о том, что правильное и неправильное – относительные понятия, и нельзя назвать что-то абсолютно правильным или абсолютно неправильным в относительном мироздании. Человеческий разум не имеет адекватного критерия оценки правильного и неправильного, однако авторитет священных писаний может служить наивысшим критерием определения правильного и неправильного в относительной жизни. Существуют писания многих различных религий, но сущностная истина во всех них одна и та же, и последователи любой религии найдут критерий правильного и неправильного в верном понимании своих собственных писаний.

“Наука бытия и искусство жизни”: Правильное и неправильное (Критерии и способность различать)

Назад | Оглавление | Вперед

Правильное и неправильное (Критерии и способность различать)

Все в мироздании так тесно связано со всем остальным, что невозможно полностью отличить существование одного от другого. И влияние одного на все остальное так универсально, что ничего нельзя рассматривать в изоляции. Мы уже обсуждали, как Вселенная реагирует на индивидуальное действие, и видели, что вопрос о правильном и неправильном представляет собой очень сложную проблему. Только тот, кому известно все обо всем мироздании и кто способен определить влияние действия индивидуума на любой слой существования, мог бы определенно сказать, было действие правильным или неправильным.

Правильно то, что оказывает хорошее влияние повсюду. Конечно, правильное и неправильное – относительные понятия и, следовательно, ничто в относительном мироздании нельзя назвать абсолютно правильным или абсолютно неправильным. И хотя это так, о правильном и неправильном можно судить только по их влиянию, хорошему или плохому. Если что-то оказывает повсюду хорошее влияние, то его можно назвать правильным.

Человеческий разум не имеет адекватного критерия оценки правильного и неправильного, так как он ограничен, а видение человеческого ума сиюминутно, по сравнению с огромной и безграничной сферой влияния, которое оказывает действие во всей Вселенной.

Однако в состоянии космического сознания, когда индивидуальный ум обретает статус космического ума, интеллект можно было бы считать достаточным для суждения о правильном и неправильном, но это суждение исходит с уровня Бытия, а не интеллектуального понимания, мышления, различения или разума. Те, чье сознание достигло уровня космического сознания, функционируют на высоком уровне правильной жизни и, естественно, не подвергаются влиянию неправильного. У них не возникает вопрос о подходящем критерии оценки правильного и неправильного.

Мы должны найти адекватный критерий определения правильного и неправильного для людей, чье сознание еще не достигло уровня космического сознания.

Авторитет священных писаний – наивысший критерий определения правильного и неправильного в относительной жизни. Все, что сказано в писаниях, если их понимают верно, следует считать авторитетным, когда решается вопрос о правильном и неправильном.

Поскольку существуют писания многих различных религий, может возникнуть вопрос, которое из них следует считать авторитетным. Хотя языки писаний различны и существуют различные образцы писаний, восходящих к разным временам долгой истории мира, сущностная истина во всех них одна и та же. Нет необходимости останавливаться подробно на истории писаний, но известно, что самые древние из них – Веды. Та же сущностная правда жизни, предлагаемая Ведами, может быть легко обнаружена во всех писаниях, которые возникали время от времени в различных уголках мира, с тем, чтобы управлять судьбой человека и обеспечивать авторитетным мерилом правильного и неправильного во имя благополучия всех людей. Поэтому последователи любой религии найдут критерий правильного и неправильного в верном понимании своих собственных писаний.

Человек, ведущий жизнь в соответствии с предписаниями своей собственной религии, найдет истину жизни, не запутывая себя сравнительным изучением различных религий.

Это может показаться отвлечением от темы, но люди, которые, не укрепившись в познании истин своей собственной религии, пытаются понять истины других религий, только еще больше запутываются. Если человек определит свой собственный уровень отсчета и измерит высоту различных гор, он может точно вычислить разницу в высоте гор. Если он не установит свой собственный уровень прежде, чем измерять другие высоты, он, непременно, запутается, не имея фиксированного уровня отсчета.

Если человек не живет истинами какой-либо одной религии, то он не может постичь глубины мудрости других религий, так как религией нужно жить. Это не гипотеза для интеллектуального осмысления. Это не похоже на метафизику, которая тщательно изучает природу истины и приходит к определенным интеллектуально осмысленным заключениям. Религия – это нечто практическое, чему нужно следовать и чем нужно жить, чья правда должна воплотиться в принципах жизни, изложенных в писаниях. Реальность жизни можно понять разумом благодаря метафизике, и жить ею в повседневной жизни, следуя на практике своей религии. Когда истина религии воплотилась в жизни человека, тогда нет вреда в чтении текстов других религий. Тогда окажется, что истина его собственной религии является, по существу, истиной других религий. Эти истины и есть критерии оценки правильного и неправильного.

Область кармы – действия – настолько огромна, безгранична и сложна, что невозможно определить на интеллектуальном уровне истинный критерий оценки правильного и неправильного действия. В этой области неопределенности писания служат главным критерием оценки правильного и неправильного. Многие люди говорят о внутренних чувствах. Они говорят: “Я чувствую, что нужно это сделать, и я делаю это”.

Но мои чувства и мои действия могут быть правильными или неправильными в соответствии с уровнем моего сознания, а кто знает, является ли мое сознание абсолютно чистым или нет?

Только состояние чистого сознания может быть беспристрастным и абсолютно правильным в своих намерениях, и именно это сознание принадлежит к области космического сознания. Обычное сознание человека руководствуется многими эгоистичными целями. Сознание, затуманенное эгоистичными мотивами, не может вызвать чувства, мысли, слова и действия, которые можно было бы оценить как правильные или неправильные. Но, если оценка основывается на авторитете священного писания, мы имеем полное право чувствовать, что поступили верно.

Верно то, что человек всегда должен чувствовать “нутром” правильность или неправильность ситуации. Но всегда безопаснее проверить это чувство в свете авторитета писания. Одно только внутреннее чувство человека не может быть принято в качестве критерия оценки правильного и неправильного.

Если кто-то, не знающий писаний, не может решить для себя, что правильно или неправильно, то проблема должна быть решена старшими в обществе. Они имеют больший опыт жизни, они прошли перипетии человеческого существования, имели дело с разного рода людьми и прожили все этапы жизни человека. Основываясь на опыте, они знают и понимают игру природы, влияние и воздействие правильных и неправильных действий больше, чем молодые. Они видели людей, которые преуспевали и приносили пользу себе и другим правильными действиями, они видели людей, которые, ступив на путь неправильного поведения, проявляли хитрость и жестокость, обман и нечестность. Они видели, как люди пожинали плоды своих собственных неправильных действий, и, в результате, страдали их семьи. Люди старшего поколения в обществе сталкивались со всем этим либо в своей собственной жизни, либо видели это в жизни других людей. Они в праве давать советы молодым на основе своего собственного опыта. Они говорят авторитетно и их совет может помочь определить, что правильно или неправильно в различных ситуациях.

Пример великих людей также мог бы служить критерием. История запечатлела действия, успехи или провалы великих людей, как добрых, так и злых, в разные времена в разных странах. Пути, которые они избрали и плоды, которые они пожинали, как результат определенного образа жизни, – еще один критерий, позволяющий определить правильный и неправильный пути в жизни.

Кроме этих критериев, общеизвестно, что правильно никому не вредить, и неправильно приносить вред. Правильно видеть в других хорошее, и неправильно видеть в ком-либо плохое. Правильно любить людей, и неправильно их ненавидеть. Правильно восхищаться людьми за хорошее в них, и не правильно укорять их за их недостатки и плохое поведение. Правильно дать совет человеку, если он поступает плохо, и не правильно не советовать ему поступать хорошо. Правильно делать то, что полезно тебе самому и другим, и не правильно делать то, что принесет другим вред. Правильно говорить правду, но не правильно произносить слова, которые навредят другим, даже если они являются правдой. Правильно быть хорошим к другим, и не правильно быть для кого-то неприятным.

Это различие правильного и неправильного необходимо для того, чтобы помочь индивидууму и всему мирозданию, потому что, как мы видели в главе “Индивидуальная и космическая жизнь“, вся Вселенная реагирует на действие индивидуума. Поэтому на самом индивидууме, каким бы ни был уровень его сознания, лежит огромная ответственность за правильное и неправильное.

Необходимо тщательно рассмотреть эти моменты. Мы говорим, что правильно не приносить никому вреда. Мы видим, что действие и ответное действие равны.

Если человек в гневе шлепает ребенка, то он шлепнул или ударил всю Вселенную и создал атмосферу слез и ненависти, страдания и разлада не только в ребенке, но во всем вокруг и во всей Вселенной.

Может быть это влияние скажется гораздо больше на ребенке и очень незначительно на окружении, но влияние, тем не менее, будет присутствовать. Если каждый день большинство людей в мире шлепает кого-то и создают такую же атмосферу, то влияние разлада, страдания, печали и ненависти, несомненно, будет достаточно интенсивным для того, чтобы произвести эффект во всем мире.

Поэтому совершенно необходимо не причинять никому вреда. Это наименьшее, что человек может сделать. Самое большее, что он может сделать – это оказывать влияние гармонии, великодушия, доброты и готовности помочь.

Мы рассмотрели ранее, в главе “Карма и Бытие“, что действия человека со всех сторон рикошетом возвращаются к нему так, что, если он навредил кому-то, то этот вред будет возвращаться к нему из бесчисленных слоев мироздания и в течение неизмеримого отрезка времени. Поэтому самой лучшей политикой будет не приносить никому вреда, так чтобы ничто никогда не могло навредить нам, и делать как можно больше добра другим, так чтобы максимум добра мог возвратиться к нам со всего мироздания.

Мы сказали, что мы должны любить других за хорошее в них, и что мы поступали бы неправильно, если бы винили кого-либо за его слабость или плохое поведение. В высшей степени полезно видеть в других хорошее. Фактически ни один человек не может быть только хорошим или только плохим, так как человеческая жизнь – есть результат смешения хорошего и плохого. Если бы она была только хорошей, мы жили бы в мире ангелов, где нет страданий, и где царят только счастье и радость. В жизни, однако, счастье и страдание смешаны, что говорит о том, что человеческое существование есть результат как хороших, так и плохих действий. Прежде, чем мы сможем восхищаться человеком за его хорошие качества, мы должны сначала увидеть хорошее в нем. Когда мы видим в нем хорошее, мы получаем отражение хорошего. Если мы стараемся увидеть в ком-то плохое, мы получаем отражение плохого, которое засоряет наши умы и сердца. Если мы видим в ком-то хорошее, то тогда, естественно, хорошее, в какой-то мере, отразится также на нем. Когда мы видим хорошее в ком-то, то самим этим действием это хорошее отражается в уме и сердце наблюдателя и, следовательно, наблюдатель получает добро, которое он видит в другом человеке. В жизни это великое искусство видеть в других хорошее. В каждом есть что-то хорошее.

В Индии существует история о мудреце, жившем в Бенаресе, месте хранения знания в Северной Индии. Он всегда восхищался другими, и никто никогда не слышал, чтобы он говорил плохо о ком-либо. Людей поражало то, что этот человек мог находить хорошее во всем в мироздании. Он только восхищался, он никогда не позволял своему уму и сердцу стать нечистыми, усматривая в чем-либо или ком-либо плохое. Однажды злой человек решил найти что-нибудь совершенно плохое и показать это мудрому человеку, так чтобы тот, наверняка, не смог увидеть в том ничего хорошего. Он нашел лежащий на улице разлагающийся труп собаки и, пригласив мудреца на обед ( в Индии принято приглашать таких людей и святых к себе домой на праздники и угощать их ), повел его дорогой, где лежала мертвая собака. От собаки исходило зловоние, это было отвратительное зрелище. Когда они подошли к собаке, злобный человек указал на нее и заметил: “Какой ужас наткнуться на такое на улице”. Но мудрец воскликнул: “Взгляни на эти чистые белые зубы, они сверкают, как жемчужины”. Когда он похвалил сверкающую белизну зубов собаки, злобный человек упал к его ногам, а мудрец сказал: “Если мы не хотим проигнорировать это, мы всегда найдем что-то хорошее во всем в царстве Бога”. Этот мир – сад всемогущего Бога и он создал цветы во всем их многообразии. Вы можете сорвать тот, который вам нравится, но вы не имеете права сказать, что другой плох. Даже если вам не нравится тот цветок, Бог создал его для кого-то, кто сможет восхищаться им и кто будет счастлив увидеть его. Никогда не идите на поводу у своего собственного вкуса, восхищайтесь всем огромным многообразием в саду Бога.

Мы сказали, что правильно советовать человеку делать то, что правильно и хорошо, и что поможет ему самому и другим. Мы также сказали, что было бы неправильно не давать человеку совета относительно того, что правильно и что неправильно, если мы знаем это различие. Это в высшей степени важный тезис для всего мира сегодня.

В цивилизованном обществе развилось общее чувство, что нам не следует посягать на чувства, симпатии и антипатии других людей. Это зашло так далеко, что создало широко распространенное мнение о том, что даже детям не следует говорить, что делать. Утверждают, что детям не следует говорить о том, что правильно или неправильно, и их не следует наставлять на то, чтобы делать добро и избегать того, что плохо. Это, возможно, исходит из идей психологии, лежащих в основе принципа роста в свободе. Но, к сожалению, это позволяет такому критерию свободы затмить фундаментальные принципы роста и развития в жизни. Если кто-то не знает, что то, что он делает, рано или поздно принесет ему вред, то тот, кто это знает, должен предупредить его об этом из чувства любви, доброты и симпатии.

Если ребенок собирается подобрать горящий уголь, думая, что это красивая яркая игрушка, которая его порадует, то будет только правильным, если родители остановят его, даже если он обижается из-за того, что ему не дают поиграть с огнем. Такая свобода нелепа и опасна для развития человека, для развития молодого поколения и для развития невинных и невежественных, которые не обладают мудростью и опытом жизни. Именно старшее поколение ответственно за то, чтобы дать совет молодым. Даже если молодые люди обижаются и не слушают совета, будет правильным дать им его. Они сами увидят результат своего непослушания старшим, но если старшие вообще ничего не говорят и предоставляют ребенку самому выяснить, что есть неправильное, то это означает, что они напрасно потратили его время и косвенно были жестоки к нему. Зная то, что является неправильным и бесполезным в жизни ребенка, и не говоря ему об этом, они отнюдь не помогают ему встать на правильный путь. Сегодня среди родителей наблюдается достойная сожаления тенденция: хотя они считают, что ребенок должен следовать всему, чтобы они ни сказали, если они видят, что, возможно, ребенок обидится на их совет, они хранят молчание и не дают его. Это не доброта и не любовь, и родители не правы, занимая такую позицию. Ребенок молод и неопытен и не обладает широким видением или опытом жизни. Родители должны открыто, с любовью и добротой сказать ребенку, что правильно и что неправильно. Если он обижается на это, родителям не следует настаивать, так как, если ребенок не послушается, это естественно приведет к опыту, который докажет ему, что родители были правы. Таким образом можно развить у ребенка тенденцию слушаться родителей и поступать в соответствии с их желаниями и чувствами. Если ребенок обижен и не слушается, то, по крайней мере, родители исполнили свой долг, предупредив его. Их долг также проследить за тем, чтобы ребенку подсказали, как правильно поступить, их друзья, учителя и соседи – кто-то, кого ребенок действительно любит и кого он слушается, – так как долг родителей проследить, чтобы ребенок рос в мудрости и добродетели. Ответственность за молчание по поводу правильного и неправильного и за отсутствие стараний поправить ребенка, если он делает что-то неправильно, также лежит на родителях. Дети – это цветы в саду Бога и нужно обеспечивать им питание. Сами они не знают, что для них лучше. Именно родители должны указать им путь, свободный от страданий. Частью родительского долга является также наказание ребенка, если он не слушается и поступает неправильно. Но детей следует наказывать с любовью.

Первостепенный долг родителей – следить за тем, чтобы ребенок воспитывался в согласии с моральными нормами и критериями правильных поступков в обществе. Современная тенденция вкладывать судьбу ребенка полностью в его собственные руки в высшей степени опасна. Это приводит только к тому, что вырастает молодое поколение с низкой культурой.

Существуют школы в некоторых странах, которые выступают за то, чтобы предоставить учащимся свободу, но эти школы, в основном, – результат политики, финансируемой теми, чьей целью является ослабление нации и, следовательно, теми, кто хочет, чтобы молодое поколение росло без традиций и без культурной основы в жизни, было лишено силы характера. Жестоко и в высшей степени опасно для интересов общества не направлять и не формировать мышление и поведение молодого поколения, одновременно проявляя любовь и требуя дисциплины. Та же идея пропагандируется даже в начальных школах, где учителям не разрешается наказывать учащихся. В результате наблюдается рост правонарушений среди детей и подростков и рост преступных тенденций в обществе. Молодые люди сегодня не понимают или не уважают норм приличий, в духе традиций своей собственной страны, поведения. Рост преступности – результат неконтролируемого развития недалеких умов, которым недостает самих основ всякой традиционной культуры.

Печально видеть, что образование во многих странах поддалось подобному влиянию под предлогом свободы. Отсутствие должного формирования образа мышления и поведения привело к разрушительным результатам в жизни молодого поколения.

Государственные деятели, патриоты, разумные люди ответственны за то, чтобы понять губительные результаты такого рода образования, распространившегося во имя детской психологии, и исправить систему образования и воспитания детей. Дети должны расти в любви, и их нужно наказывать, если они поступают неправильно, для того, чтобы помочь им добиться успеха в жизни на всех уровнях. У каждой нации есть свои собственные традиции, а у её народа – своя религия и вера. Детям нужно дать понимание их собственных традиций, религии и веры.

Сегодня работники образования ошибаются, когда они во имя демократии, больше не дают детям какого-либо понимания традиций. Такие идеи лишают людей понятия об их национальных традициях и достоинствах их наследия; это ослабляет нацию. Искоренение традиций в обществе – огромнейший вред, который может быть нанесен благополучию нации. Общество без традиций утрачивает основу стабильности и силу. Оно подобно листу, находящемуся во власти ветра, который швыряет его в любом направлении, сам не имея стабильности или основы.

Во имя современного образования культура многих стран отходит от старых традиций. Результат этого – рост, подобно раковой опухоли, людей без веры, без традиций, которые живут только на поверхностном, грубом уровне жизни.

Существенно важно, чтобы поддерживался процесс передачи мудрости от старшего поколения – молодежи. И будет правильным сказать людям, что есть добро, и воздержаться от того, чтобы сказать им сделать что-то плохое. Необходимо говорить правильно и выражать правильные чувства с достоинством и скромностью. Если человек, обладающий способностью различать правильное и неправильное, не высказывается, то он виноват в том, что не поделился своими знаниями с другими.

Мы сказали, что правильно говорить правду, но неправильно произносить такие слова или в такой манере, что это принесет вред другим людям. Обидные слова, сказанные индивидуумом, несомненно, будут иметь для него последствия. Вредное влияние распространится по всей Вселенной и возвратится к сказавшему со всех сторон. Речь всегда должна быть на высоком уровне, уровне любви, восхищения и прощения по отношению к другим.

Если правдивое выражение нанесет вред окружению и атмосфере, его не следует произносить. Истина должна служить прославлению мироздания Бога, и поэтому её выражение обязательно должно соответствовать этому высокому уровню. Нехорошо вызывать раздражение, даже говоря правду, так как правда – это свет Бога; она драгоценна и чиста, и её нельзя низводить до уровня вреда и ненависти в жизни. её нужно хранить на высоком уровне чистоты сознания, высокой любви и благочестия.

Для индивидуума вся жизнь – это область, где он отдает и берет. Именно поведение на основе взаимности помогает поддерживать жизнь людей и способствует их эволюции. Поэтому те, кто знают истину, всегда ведут себя правильно. Нет более ценного акта милосердия, чем обеспечить человека чем-то, что непосредственно возвысит его и поддержит его эволюцию.

Не может быть более добродетельного поступка, чем предложить людям формулу, посредством которой они естественно достигают состояния жизни, где их энергия течет только по правильным каналам. Все добродетели должны ассимилироваться в самой природе ума так, чтобы ими можно было должным образом жить в жизни естественно правильно. В главе “Искусство поведения” мы узнали, что единственный прямой путь к этому – сделать технику Трансцендентальной медитации доступной для всех людей.

Повсюду ответственные люди должны приложить огромные усилия для того, чтобы все молодые люди познакомились с этой техникой, способствующей развитию их сознания. Большая энергия, ясность и чистота ума и раскрытие умственных способностей доступны всем. Если бы каждый учащийся обладал этой техникой, то будущее поколение выросло бы со знанием правильных ценностей. Граждане каждой страны обладали бы тогда широким видением жизни и истинным чувством правильного и неправильного.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Текст говорит о том, что понятия правильного и неправильного являются относительными, и человеческий разум не имеет адекватного критерия для их оценки. Однако, авторитет священных писаний может служить высшим критерием определения правильного и неправильного в относительной жизни. Писания разных религий могут быть авторитетными, но сущностная истина в них всех одна и та же. Последователи любой религии найдут критерий правильного и неправильного в верном понимании своих собственных писаний.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты