TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 1.15

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 1.15

Краткое содержание

В этом тексте разъясняется значение слова «Хришикеша» и как это связано с контролем чувств. Также описывается, как Господь Кришна помогал Арджуне в битве, не участвуя в ней, и как он использовал мощную демоническую силу для победы над Кауравами. В конце текста утверждается, что ответ Пандавов на вызов к войне не имел никакого отношения к их праведности, а был лишь ответом на дьявольский рев Кауравов.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 1.15

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 1.15

Хришикеша (Господь Кришна) протрубил в Панчаджанью, Дхананджаия (Арджуна) — в Девадатту, Бхима могучих деяний протрубил в свою огромную раковину Паундру.

“Хришикеша” имеет два значения, в соответствии с двумя путями, которыми слово может быть произведено от корня. Одно из его значе­ний — “Владыка чувств”, и еще одно — “длинноволосый”. Важны оба значения. Длинные волосы имеют отношение к контролю чувств. Обре­зание волос вырабатывает некую тонкую энергию, которая имеет тенден­цию высвобождать чувства из-под контроля. Таким образом, это слово показывает не только внешность Господа Кришны на поле битвы, но также раскрывает внутреннюю силу возничего, который, будучи Владыкой чувств, может контролировать любую ситуацию.

Панчаджанья — это раковина, сделанная из кости демона Панчаджаны. “Девадатта” значит “данная Богом”. Эта раковина была получена Ар-джуной от своего божественного Отца, Индры.

“Дхананджаия” значит “завоеватель богатства”, Арджуна. Слова “Хришикеша протрубил в Панчаджанью” раскрывают много важных моментов. Прежде всего, они передают, что дыхание Господа Кришны поглощалось демонической стихией, находившейся в раковине, которая издавала этот звук. Это помогало Господу Кришне сохранять обещанный нейтралитет в битве.

Господа Кришну одинаково почитали как Кауравы, так и Пандавы. Готовясь к войне, за помощью к нему одновременно обратились и Ар­джуна, и Дурьодхана. Поскольку ни одному из них в присутствии другого Господь Кришна не мог сказать “да”, Он вышел из положения, попросив их принять решение между собой.

Господь Кришна сказал: “Я буду на одной стороне, а моя армия — на другой, но Я не буду сражаться, хотя моя армия будет. Теперь решайте между собой, кто из вас хотел бы быть со мной, а кто хотел бы мою армию”.

Первым право выбора получил Дурьодхана, который предпочел армию. Таким образом, Господь Кришна выступил, чтобы помочь Арджуне, но, поскольку Он обещал не участвовать в сражении. Он стал колесничим Арджуны и руководил судьбой сражения.

То, что Владыка чувств трубит сигнал к войне в раковину демона, имеет дополнительное значение. Это означает, что Господь Кришна про­тив дьявольских сил Кауравов использует мощную демоническую силу. Дело в том, что сила праведности всегда позитивна. Она всегда созида­тельна и конструктивна; она не может разрушать. Разрушение может быть произведено только негативными силами. Обладая силой праведности, Пандавам было трудно уничтожить Кауравов. Поэтому звуком Панчад-жаньи Господь Кришна пробудил негативные силы в воинах обеих армий. Пробуждение негативных сил в армии Пандавов сделало ее гораздо более способной уничтожить зло, так как у нее была поддержка великих сил праведности, в то время как возбуждение негативных сил в армии Кау­равов ускорило ее уничтожение, благодаря чрезмерной концентрации не­гативных элементов, лишенных поддержки каких-либо позитивных сил.

Есть еще другой скрытый смысл. Господь Кришна протрубил в Пан­чаджанью, чтобы громко заявить, что ответ Пандавов на сигнал войны не имеет никакого отношения к их праведности. Звук, раздавшийся из Панчаджаньи, — всего лишь эхо дьявольского рева Кауравов. Это дьявол, вторящий голосу другого дьявола, и если в этом звуке есть что-то свое, так это лишь плач Панчаджаньи по той боли и несправедливости, от которой Пандавы страдали много долгих лет под гнетом Кауравов.

Владыка чувств не использует свои чувства, Он только дует в Пан­чаджанью. Случай был настолько ниже божественности Господа Кришны, что Он не стал отвечать. Владыка чувств всегда нейтрален, Он пребывает в Своем вечном состоянии Бытия, в то время как все вокруг Него реа­гируют на существующую атмосферу. Статус Его как Владыки чувств вы­ходит за пределы высочайшей праведности, а Кауравы были на самом низменном уровне зла. Именно из-за огромной разницы между статусом Господа Кришны и уровнем сознания Кауравов Он с самого начала обещал не сражаться в битве.

Все эти скрытые значения содержатся в первой фразе этого стиха. Слава Вьясы, мудреца просветленного видения, записавшего Бхагавад-Гиту, в том, что скрытый смысл любого слова в ней неисчерпаем.

Перечисление имен воинов и раковин, в которые они трубили, про­должается в трех следующих стихах.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В данном тексте рассказывается о значении слова «Хришикеша» и его связи с контролем чувств. Также описывается, как Господь Кришна помогал Арджуне в битве, не участвуя в ней, и как он использовал мощную демоническую силу для победы над Кауравами. В конце текста подчеркивается, что ответ Пандавов на вызов к войне не имел никакого отношения к их праведности, а был лишь ответом на дьявольский рев Кауравов. В целом, данный текст является интересным источником информации о религиозной традиции и мифологии индуизма.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты