TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.2

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.2

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.2

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 3.2

Этими явно противоположными утверждениями Ты, как бы то ни было, смущаешь мой разум. А потому, приняв Свое решение, скажи мне то, чем я могу достичь высшего блага.

Тон этого стиха обнаруживает близость Арджуны к Господу и его хорошее понимание учения. Он также раскрывает еще более живость ума Арджуны в оценке различных аспектов беседы.

“Явно противоположные”: в стихе 38 предыдущей главы Господь по­велевает Арджуне “выйти на битву”. Но в стихе 45 Он говорит ему: “будь без трех гун”, что значит: выйди из поля деятельности. И вновь, в стихе 47, Он говорит: “Ты контролируешь только действие”, “не привязывай себя к бездействию”. Затем, в стихе 48, Он выразил синтез действия и устойчивого интеллекта словами: “Утвердившись в Йоге, О завоеватель богатств, исполняй действия”. В стихе 49, однако, Он продолжил разру­шение самого принципа этого синтеза, заявляя: “Далеко, в самом деле, от уравновешенного интеллекта действие, лишенное величия”.

Арджуна хочет проверить, не указывают ли “эти явно противополож­ные утверждения” на некий скрытый принцип, который еще не был выражен, и не существует ли некой скрытой связи, объединяющей их.

В седьмом стихе главы II Арджуна предал себя Господу, говоря:

“Скажи мне решительно, что есть благо для меня”. Теперь он находит, что ему дают две лодки, каждая из которых явно направляется в проти­воположном направлении. Его просят войти одновременно и в ту, и в другую. Итак, он стоит озадаченный и спрашивает: “Скажи мне, в какую лодку сесть: в ту или в эту, ибо, если я отправлюсь сразу и в той, и в другой, я неминуемо утону”. Его вопрос уместен.

Слова “явно противоположные” показывают скромность Арджуны. Желая привлечь внимание к тому факту, что Господь Кришна предлагает ему утверждения, противоположные друг Другу, он смягчает выражение, добавляя “явно”. И снова, когда хочет передать, что Господь смущает его разум, он показывает свою скромность, добавляя “как бы то ни было”.

Арджуне был нужен некоторый интеллектуальный толчок, некое сред­ство, которое встряхнуло бы его разум и быстро вывело его из состояния замешательства. Поэтому Господь засыпал Арджуну явно противополож­ными утверждениями об Истине. Таким образом Господь Кришна сумел вывести ум Арджуны на уровень, где он мог бы мыслить практически. Он стал столь практичным, чтобы сказать: “Ты … смущаешь мой разум”. Теперь Господь начинает вторую часть своего учения, самый славный аспект мудрости практической жизни.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

Текст рассказывает о том, как Арджуна, стоя перед выбором двух противоположных путей, спрашивает Господа о том, какой из них приведет его к высшему благу. Господь Кришна засыпает Арджуну явно противоположными утверждениями, чтобы вывести его ум на уровень практической мысли. Таким образом, Господь дает Арджуне интеллектуальный толчок и начинает вторую часть своего учения, которая помогает ему достичь высшего блага. В целом, текст передает идею о том, что благодаря скромности и практичности Арджуны, он смог получить учение от Господа Кришны.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты