Краткое содержание
В этом тексте речь идет о том, что каждое существо следует своей природе, даже просветленный человек действует в соответствии с собственной природой. Обуздание не приводит к непривязанности, так как она достигается только познанием высшего «Я» и осознанием его отделенности от деятельности. Господь советует не напрягаться, а принимать вещи непринужденно и дополнять медитацию состоянием трансцендентального сознания в повседневной жизни. Высшее счастье достигается естественным путем, который уводит от «привязанности» и зависимости.
Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.33
Существа следуют своей собственной природе. Даже просветленный человек действует согласно своей собственной природе. Чего может добиться обуздание?
Этот стих раскрывает истину, что свобода от пут достигается естественным образом. Господь отрицает обоснованность контроля на пути к просветлению. Он имеет в виду установить естественный образ жизни для осуществления. В поле деятельности нежелательно создавать стресс и напряжение попыткой контроля и извне, и изнутри. Пусть каждый продолжает путь естественно, дополняя достигнутое во время медитации состояние трансцендентального сознания деятельностью в повседневном распорядке, и таким образом будет уверен, что добьется осуществления.
Так как естественная склонность ума направлена ко все большему счастью, он неизбежно найдет удовлетворенность в высшем счастье, которое и есть трансцендентальное сознание-блаженство, и поднимется над “привязанностью” (стих 34), являющейся основой зависимости. Порицая “обуздание”, Господь в этом стихе советует Арджуне принимать вещи непринужденно1 и не напрягаться, даже чтобы следовать учению.2 Будучи неестественным, обуздание не может быть причиной того естественного состояния жизни, в котором высшее “Я” пребывает Само по Себе, в состоянии непривязанности, не вовлеченное в деятельность.
Сказав в предыдущем стихе: “Знай, что они заблуждаются насчет всякого знания”, Господь в этом стихе дает ключ ко всякому знанию:
чтобы быть “освобожденным от действия” (стих 31), нет необходимости использовать “обуздание”; необходимо только опытом Бытия поднять уровень сознания человека, необходимо только стать “просветленным”. “Обуздание”, предлагаемое деятельности, не “добивается” цели, потому что, как объясняет следующий стих, естественное местонахождение зависимости не в уме или чувствах, на которые единственно может воздействовать обуздание. Привязанность, местонахождение зависимости, не заключается внутри, она находится вовне, в области объекта опыта. Поэтому непривязанность не может быть достигнута обузданием ума или чувств; держать их в отдалении от деятельности не создает состояния непривязанности; непривязанность не может быть достигнута не-деятельностью (стих 4) или любого рода обузданием. Она достигается только познанием высшего “Я” (стих 17) и осознанием Его отделенности от деятельности (стих 28). Другого пути нет, так как существа должны “следовать своей собственной природе”. Они должны заниматься деятельностью, соответствующей их собственному уровню сознания, и поэтому просветление, если оно действительно универсального приложения, должно быть возможным независимо от рода деятельности, которой человек занимается. Вот почему состояние просветления, состояние знания, не может быть достигнуто через обуздание, которое отличает разные виды деятельности. Оно должно быть на уровне абсолютного Бытия, на уровне познания своего высшего “Я”, и совершенно Невзирая на деятельность, которую предпринимает человек “в соответствии со своей собственной природой”.
Следующий стих проливает больше света на это.
Назад | Оглавление | Вперед
Заключение
В данном тексте рассказывается о том, что каждое живое существо должно следовать своей природе, включая просветленного человека, который также должен действовать согласно своей собственной природе. Обуздание не приводит к непривязанности, истинная непривязанность достигается только путем осознания высшего «Я» и его отделенности от деятельности. Господь советует не напрягаться, а принимать вещи непринужденно и дополнять медитацию состоянием трансцендентального сознания в повседневной жизни. Высшее счастье достигается естественным путем, который уводит от «привязанности» и зависимости. Основная идея заключается в том, что естественный образ жизни приводит к достижению свободы от пут и высшего счастья, а обуздание не может быть причиной этого состояния, которое достигается только путем осознания высшего «Я».