TM — Трансцендентальная Медитация
Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.19

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.19

Краткое содержание

В этом тексте рассказывается о действии в состоянии свободы, которое помогает человеку достичь Высшего. Господь советует действовать, чтобы развить свободу в сознании Бога. Космическое сознание, которое является средством достижения сознания Бога, позволяет человеку действовать естественным образом в относительном поле существования, при этом пребывая утвердившимся в абсолютном Бытии. Действия человека в этом состоянии естественны и нормальны, «достойны осуществления».

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 3.19

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 3.19

Поэтому, оставаясь непривязанным, всегда совершай действие, достойное совершения. Занимаясь действием, истинно непривязанный, человек достигает Высшего.

Поэтому, говорит Господь, невовлеченный, как ты есть, отстраненный, как ты есть, навечно отделенный, естественно, как ты есть, от поля действия, совершай “действие, достойное совершения”.

Господь требует действия в состоянии свободы, и провозглашает, что свобода уже естественно дана человеку, человеческая жизнь уже в сво­боде. Для достижения свободы не нужны никакие усилия, она уже есть.

Итак, доктрина Карма Йоги только просит человека пребывать в его естественном и нормальном состоянии Самосознания, быть в своей соб­ственной природе. Господь действительно советует ему действовать, и этот совет — для того, чтобы развить свободу в сознании Бога.

Движимый собственной природой ко все большему наслаждению, ум во время Трансцендентальной Медитации устремляется к более тонким полям опыта и самым спонтанным образом достигает состояния Бытия. Деятельность после того, как это состояние Бытия было достигнуто, так же спонтанно осуществляется природой. Поэтому развитие космического сознания, составляющего основу высшего достижения — сознания Бога — это естественный процесс, не требующий никаких усилий.

“Высшее”: Бог, восседающий над относительным и Абсолютным, в полноте обоих. Этот стих напоминает нам о 47-м стихе второй главы. Господь раскрывает значение неограниченного естественного действия на пути постижения сознания Бога сознанием. Предыдущие стихи выявили способность человека действовать естественным образом благодаря об­ладанию космическим сознанием. Данный стих показывает, что совер­шение действия ненапряженным естественным образом — это способ постижения “Высшего”. В состоянии космического сознания обоснованность действия принимается ради развития сознания Бога. Этот стих следует изучать очень внимательно, чтобы понять средство, которым мож­но достичь сознания Бога. Нельзя путать средство с целью. Космическое сознание, в котором высшее “Я” ощущается как отделенное от деятель­ности, — это не цель, не конечное состояние развития; это средство достижения сознания Бога.

Когда, благодаря медитации, ум достиг трансцендентального Самосоз­нания и затем возвращается из поля абсолютного Бытия, для него ста­новится необходимым заниматься деятельностью. Таким образом, природа трансцендентального Бытия, пронизавшая ум, имеет возможность сохра­нять себя, даже когда ум занят ощущением относительного поля жизни через чувства. Вот как человек постоянно пребывает утвердившимся в Самосознании и тем самым наслаждается жизнью в космическом сознании.

Вот как, благодаря действию трансцендентальная божественная при­рода вливается в практическую жизнь, делая человека полностью цело­стным, так что он действует в относительном поле существования, в то же время пребывая утвердившимся в абсолютном Бытии. В этом состо­янии удовлетворенности его действия естественны и нормальны, “достой­ны осуществления”.

Когда, в состоянии космического сознания, высшее “Я” было осознано как отделенное от всякой деятельности, “действие, достойное осуществ­ления”, это действие в преданности Богу.’ Деятельность преданности — самый возвышенный и самый утонченный вид деятельности, потому что оно сразу поднимает осознание отделенности Бытия, испытываемое от деятельности в состоянии космического сознания до единого состояния осознания одного лишь Бога. Осознание высшего “Я” и деятельности, осознание двух, дает путь к единству осознания Бога, в сознании Бога. Раздвоенность высшего “Я” и деятельности оказывается пронизанной Бо­гом. Он один остается. Он один властвует жизнью, и в свете Его, про­низанное Им, высшее “Я” охраняет Единство с Ним и всем полем дей­ствия, которым Он властвует. В Нем находятся навсегда соединенные и высшее “Я”, и деятельность космического сознания.

Это состояние жизни в единстве сознания Бога, выраженное словами “достигает Высшего” в этом стихе, превозносящем действие в состоянии космического сознания.

Действие, достойное совершения, может быть рассмотрено на пяти уровнях жизни: первое, во время обычного бодрствующего состояния сознания; второе, когда самосознание было достигнуто и развивается в’ космическое сознание; третье — действие в состоянии космического со­знания; четвертое — действие, помогающее космическому сознанию раз­виться в сознание Бога; и пятое — действие в состоянии сознания Бога. Этот стих касается трех последних уровней действия. Выражение “до­стойное осуществления” делает ударение на качестве действия, которое полезно для достижения более высоких состояний сознания.

Кто познал высшее “Я” в трансцендентальном сознании, кто познал высшее “Я” как отделенное от деятельности в космическом сознании, и кто достиг осуществления познанием высшего “Я” в Единении с Богом в сознании Бога, тот достиг состояния, где цель всякого1 действия осу­ществилась. Так как его “я” утвердилось во вселенском “Я”, нет ничего, что бы он мог получить у другого. Его высшее “Я” не вовлечено никоим образом — оно не вовлечено в деятельность (стих 17), и оно не вовле­чено ни в какие отношения с “я” индивидуальных существ (стих 18). Его собственное высшее “Я” есть высшее “Я” всех существ.

Назад | Оглавление | Вперед

Заключение

В данном тексте рассказывается о том, как человек может достичь Высшего через действие в состоянии свободы. Господь советует действовать для развития свободы в сознании Бога. Космическое сознание, как средство достижения сознания Бога, позволяет человеку действовать естественным образом в относительном поле существования и пребывать утвердившимся в абсолютном Бытии. Действия человека в этом состоянии естественны и нормальны, «достойны осуществления». Для достижения свободы не нужны никакие усилия, она уже есть. Доктрина Карма Йоги просит человека пребывать в его естественном и нормальном состоянии Самосознания, быть в своей собственной природе. Когда ум достигает трансцендентального Самосознания и затем возвращается из поля абсолютного Бытия, для него становится необходимым заниматься деятельностью. Таким образом, природа трансцендентального Бытия, пронизавшая ум, имеет возможность сохранять себя, даже когда ум занят ощущением относительного поля жизни через чувства.

Фото аватара

Трансцендентальная Медитация

Обучение Трансцендентальной Медитации в России:

Список учителей Трансцендентальной Медитации

Свяжитесь с нами:

Трансцендентальная Медитация полный гайд

Новые посты